На Первом канале завершился показ сериала «Никто не узнает»
Сериал «Никто не узнает», премьерный показ которого завершился на Первом канале, снимался три года назад. Еще не было не то что войны, но даже ковида. И это позволяет говорить о нем, не мучаясь сомнениями — мол, есть в телевизионном пространстве темы поважнее. Тогда же продюсерскую работу Валерия Тодоровского представили на фестивале «Пилот», и Евгению Брик, сыгравшую в нем главную роль, одну из последних в ее недолгой жизни, жюри назвало лучшей актрисой. Вне зависимости от плюсов и минусов проекта в целом сама она здесь действительно яркая. Констатируем это сразу для беспристрастности оценки.
Даша и Игорь (Кирилл Сафонов) в браке 15 лет. Он — высокопоставленный чиновник мэрии, она — успешный фотограф. У них для полноценного семейного счастья есть все. Кроме ребенка. Но ведь можно и без него. «Так ли уж плохо встретить старость вдвоем в своем бунгало на берегу лазурного моря?» — успокаивает Игорь переживающую жену.
У пары отличные друзья. Они знают друг друга сто лет. Мужчины гоняют в футбол, устраивают в бане мальчишники. Женщины тоже умеют оттянуться, не забывая посплетничать. Все вместе встречают праздники, радуются удачам друг друга, помогают пережить мелкие неприятности.
Но однажды, потеряв на улице сознание, Игорь вынужден обратиться к врачу, от которого узнает, что из-за проблем с сердцем осталось ему максимум три года. И тут вопрос о ребенке начинает мучить самого мужчину. Что останется после него? Что будет его продолжением? Не дорогая же недвижимость. Но есть проблема: герой бесплоден. И тогда он предлагает Даше сделать ЭКО. А чтобы не возникло проблем с наследственностью, в качестве донора выбрать как раз кого-то из друзей — таких умных, породистых, здоровых. Определиться с кандидатом ей надо самой, а во избежание психологических сложностей — сохранить его имя в тайне. После некоторых колебаний она соглашается. Процедура завершается успешно.
Все это происходит в первых сериях. Чем не начало для классической мелодрамы, столь любимой каналами с женской аудиторией? Ни один образец данного жанра не обходится у нас без беременностей. Причем случаются они всегда неожиданно и некстати. Вот несколько классических ситуаций. Едва только Золушку из провинции бросает богатый столичный негодяй, как тут же выясняется: бедняга в интересном положении. Стоит положительному недотепе, влюбившемуся в невинное создание, распрощаться с алчной стервой-женой, та «осчастливливает» пока еще законного супруга положительным тестом. Когда юное дарование наконец-то утверждают на главную роль, тут же следует «залет». И так далее. Сериальные беременности влекут за собой нечеловеческие страдания, ломают судьбы. А главное — служат мотором для активного развития сюжета.
Мелодрама «Никто не узнает» тоже полна страстей. Дашина тайна не спасает Игоря от ревности, он пытается угадать, кто донор, а вычислив, приходит к выводу, что его жену связывает с тем не только медицинская пробирка. И начинает мстить. Более того, оказываясь своеобразным триггером, беременность героини прямо или косвенно вынуждает всех центральных персонажей пересмотреть свою жизнь. Счастливые семьи оказываются несчастными. Каждая, конечно, по-своему. В их — полная чаша — домах обнаруживаются шкафы со скелетами разной степени свежести. Будучи на седьмом месяце, Даша после отвратительного скандала, устроенного мужем, уезжает в другой город...
Если бы все это добро было помещено в четыре серии, то сериал оказался бы вполне уместным в линейке выходного дня на «России 1». Но у режиссера Алены Званцовой, написавшей сценарий к «Оттепели» и снявшей «Частицу вселенной», их восемь. Что же происходит в «добавленное время»? А ничего. Герои бесконечно рефлексируют во время длинных проходов по ночной Москве, медленно напиваясь в сумраке элитных баров, ведут диалоги как бы о смысле жизни, но вместе с тем — ни о чем... Самое время вспомнить другого классика: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
У массового зрителя такой художественный ход вряд ли вызовет одобрение. Он привык к тому, что на экране все время что-то происходит. Пустые же разговоры, по его мнению, — удел пресыщенных и никчемных представителей среднего класса и артистической богемы. Баловни судьбы, никчемные люди, зацикленные на своих переживаниях и неспособные к быстрым и решительным действиям. Слушать их неинтересно, сочувствовать нечему.
А по большому счету именно такие они и есть. Когда сериал только начинали снимать, он носил название «Дети». Это не из-за Дашиной мечты о ребенке и не из-за проблем с младшим поколением в семьях друзей. Нет, дети — вся эта компания. Они идут по жизни легко, им часто сопутствует удача, темные полосы быстро забываются. Привыкшие к определенному уровню комфорта, они не задумываются о том, что будет дальше. Шаги, которые могут оказаться судьбоносными, совершают играючи. Они инфантильны до мозга костей. Такое бывает, особенно в последние десятилетия. Теперь социологи возраст молодости продлили почти до 40 лет. Столько и героям Званцовой...
А тут вдруг — бац! — кризис среднего возраста со всеми его переоценками ценностей. И хоть бы кто предупредил...
Герои, конечно, переживут его как умеют. Под рефлексию и пустые диалоги. А в конце, когда несчастье вновь соберет их вместе, скажут, подобно чеховской же героине: «Мы отдохнем!» Сериал «Никто не узнает» — про это. Но он — для тех, кто понимает.