Сразу по окончании олимпийского сезона, прекрасно сложившегося для наших фигуристов, распалось сразу несколько известных пар. Чем эти расставания на льду и в жизни продиктованы? Об этой почти интимной стороне спорта рассуждают известные специалисты.
Самое громкое из вышеупомянутых событий со знаком минус — распад лучшей по итогам минувшего сезона российской танцевальной пары Елена Ильиных — Никита Кацалапов. Причем главные авторитеты фигурного катания комментируют происшедшее по-разному. Знаменитый тренер Татьяна Тарасова заявила следующее:
— Распад этой пары — очень тревожный звонок. Я рада была бы ошибиться, но возможность завоевания золотых медалей на следующих Олимпийских играх ушла. Больше я никаких комментариев давать не хочу.
С одной стороны, конечно, российской Федерации фигурного катания и тренерам придется затратить немало времени, прежде чем новая пара выйдет на высокий уровень. Прибавим к этому и специфику фигурного катания: разрушение одной пары неизбежно приведет в разрыву еще двух: и Елене, и Никите придется подбирать партнеров, причем достаточно квалифицированных и с большим опытом в танцах на льду. С другой стороны, к чести Ильиных и Кацалапова, все свои внутренние противоречия они гасили по ходу олимпийского сезона и достигли громких успехов в Сочи. И новую жизнь решили начать в самый удобный (вернее, наименее неудобный) для этого момент — в начале четырехлетнего цикла. Так что времени для создания новых дуэтов и наилучшей адаптации друг к другу у них будет достаточно.
Другой бесспорный авторитет — не только глава российской Федерации фигурного катания, но и олимпийский чемпион Александр Горшков настроен не столь пессимистично и категорично, как Татьяна Тарасова.
— Никита подал в федерацию официальное заявление, но это еще ничего не значит, — рассказал Горшков. — Мы дадим ему возможность покататься с Викторией Синициной и посмотрим, что из этого получится, а потом будем делать выводы и предпринимать конкретные шаги.
Напомним, что случаи распада звездных дуэтов в фигурном катании не редкость. В далеком 1967 году распалась самая лучшая на тот момент советская танцевальная пара Пахомова — Рыжкин. Причем Виктор Рыжкин в этом дуэте был не только более опытным партнером, но и тренером. Но Людмила Пахомова быстро нашла себе нового партнера — необстрелянного, но очень талантливого ровесника Сашу Горшкова. А молодая 28-летняя наставница Елена Чайковская быстро поставила на ноги этот новый дуэт, который был сильнейшим в мире с 1970 по 1976 год.
Некоторые любители фигурного катания и даже специалисты утверждают, что пара Ильиных — Кацалапов изначально была обречена на разрыв именно потому, что между ними не было личных отношений. И стало быть, неизбежно каждый из них рано или поздно нашел бы себе избранника на стороне, и это мешало бы их профессиональной карьере. Между тем история фигурного катания знает немало случаев, когда партнеры никогда не были ни супругами, ни даже любовниками, но успехов добивались самых громких. В конце концов, хорошо известны дуэты сестры и брата — Майя и Алекс Шибутани, Изабель и Поль Дюшене, Крис и Кэти Рид, Джон и Шинед Керр, Анжелика и Эрих Бук. Все они находили себе избранников «на стороне», но продолжали выступать на международном уровне.
Еще один яркий пример, опровергающий тезис о том, что отсутствие личных отношений мешает результату, — великолепная британская пара Джейн Торвилл — Кристофер Дин. По недавним признаниям обоих, они никогда не были любовниками. Более того, еще на пике своей популярности Джейн призналась в интервью: «Я, конечно, влюблена в Криса. Но куда мне! Он такой красавец, и вокруг него постоянно вьются такие очаровашки!» Так что на закате своей спортивной карьеры Джейн вышла замуж за человека, далекого от фигурного катания. В том же году Крис взял в жены чемпионку мира Изабель Дюшене, но оба продолжили кататься со своими прежними партнерами. То есть муж и жена в течение нескольких лет являлись друг другу соперниками и даже выступали за разные страны. Через два года Дин развелся и вскоре женился на экс-чемпионке мира (тоже в танцах на льду) Джилл Тренари. У них родились двое детей, и этот брак был довольно продолжительным — 16 лет. Сейчас отношения с обеими бывшими женами у Дина, по его признанию, плохие, но Торвилл до сих пор остается ему самым преданным другом.
Свою точку зрения на вопрос отношений в дуэтах фигуристов «Труду» высказал Александр Жулин — экс-чемпион мира, а ныне один из самых успешных на планете тренеров именно в танцах на льду.
— Была замечательная пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, — вспоминает Жулин. — Они стали чемпионами мира, едва выйдя на международную арену. Казалось, их триумф будет долгим. Но тут вмешались определенные факторы. Во-первых, когда оба партнера — ярко выраженные лидеры, это зачастую мешает нормальной работе. Во-вторых, кто-то из них влюбляется в третьего человека. И сейчас у Лены Ильиных и Никиты Кацалапова тоже возникла аналогичная ситуация. Когда получается любовный треугольник или прочие помехи, пара не может долго существовать, какой бы перспективной она ни казалась. И нормальное сотрудничество становится невозможным. В такой ситуации вполне логично было бы создать два новых дуэта. А уж как они будут кататься, посмотрим. Вполне возможно, что какая-то из двух новых пар превзойдет результаты распавшегося дуэта. Впрочем, далеко не всегда партнеры являются мужем и женой или даже любовниками. Например, Татьяна Навка и Роман Костомаров были друг другу только партнерами, не более того.
Любопытно, что Ирина Роднина в паре с Алексеем Улановым, о которых вспоминал Жулин, четыре раза становились чемпионами мира. Но едва выиграв первую свою Олимпиаду, Ирина и Алексей расстались. Причины — личного характера: Уланов женился на Людмиле Смирновой, на тот момент вместе с Андреем Сурайкиным составлявшей второй по силе в мире дуэт. С каждым очередным стартом пара Смирнов — Сурайкин все плотнее наступала чемпионскому дуэту на пятки: Игры 1972 года они проиграли лишь двумя судейскими голосами. Поначалу болельщикам семейный дуэт Смирнова — Уланов казался куда более перспективным, чем Роднина — Зайцев. Ирине предложили партнера, которого она даже не знала. Ей в Москву из Ленинграда привезли фигуриста-одиночника, который к 20 годам не добился каких-либо серьезных успехов даже на первенствах страны. Он был на три года младше нее и вообще не был известен широкой публике. Тем не менее именно пара Роднина — Зайцев добилась наибольшего триумфа в фигурном катании в истории этого вида спорта. В первый же год они стали чемпионами мира, и не будет преувеличением сказать, что с 1973 по 1980 год они на мировой арене не знали соперников, способных составить им какую-то конкуренцию. Их семейная жизнь в период пребывания в большом спорте тоже складывалась вполне удачно: спустя три года после того, как их поставили в пару, они поженились, а еще через шесть лет у них родился ребенок.