В то время как от банкротства негосударственный пенсионный фонд «Социум» может спасти лишь исполнение долговых обязательств, по мнению некотрых экспертов, «эффективные менеджеры» из НПФ, почему-то гордятся тем, что им удалось возбудить уголовное дело о мошенничестве против лидера общественной организации «Право на пенсию» и гендиректора компании «Вклад-Сибирь» Романа Клепакова
Как писали СМИ, компания «Вклад-Сибирь» Клепакова была нанята НПФ «Социум», который входит в состав компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски, в 2007 году в качестве агента по привлечению клиентов. За год ей удалось привести в фонд более тридцати пяти тысяч сотрудников различных предприятий, большинство из которых - «Иркутскэнерго», «Красноярская ГЭС», «Горьковский автомобильный завод», «Заволжский завод гусеничных тягачей», «Арзамасский машиностроительный завод» - являлись и по сей день являются структурами самого «Базэла». Роман Кклепаков был уверен в финансовой состоятельности фонда, за которым стоит столь крупная империя российского олигарха, поэтому без тени сомнения убеждал людей в том, чтобы они приносили свои сбережения в «Социум».
Сомнения начались тогда, когда через год работы «Социум» вдруг отказался выплатить «Вкладу-Сибири» заработанные компанией 40 миллионов рублей. Тогда Роман Клепаков был вынужден подать в суд.
Пока шли долгие судебные разбирательства, генеральный директор «Вклада-Сибири» понял: ситуация подобная той, которая происходила с ним и его компанией в Красноярске, может сложиться и в других регионах, где «Социум» развернул свою бурную деятельность, и грозит не только компаниям, занимающимся привлечением клиентов, но и самим вкладчикам. Уж очень странным показалось то, что фонд сначала подписал акт о выполнении работ, а затем, вдруг решил проверить заключенные договоры на предмет фальсификации сотрудниками компании-агента, - и на основании выявленных 713, якобы, фальсификатов вынесено решение об отказе в выплате.
Как и многие аналитики, Роман Клепаков прекрасно понимал, что среди всей массы договоров о негосударственном пенсионном обеспечении может найтись какое-то незначительное число бумаг, составленных недобросовестными агентами. Проверить десятки тысяч договоров довольно сложно физически, а агенты, собственно заключающие сделки с клиентами, иногда оказываются не самыми чистыми на руку в погоне за полагающимися ими премиальными. Поэтому отказ в выплате фонда, который в 2009 году заявлял в прессе о том, что на его счетах содержится 451 млн. рублей, да еще по такому несерьезному основанию, как 2 процента фальсифицированных договоров (которые впоследствии не были признаны судом таковыми), заронил в голову генерального директора некоторые сомнения в финансовой состоятельности «Социума».
Представить себе дальнейший сценарий развития событий, при котором в дураках останутся как раз вкладчики, которым он еще недавно призывал заключать договоры с «Социумом», было совсем не сложно. Так ему пришла идея создания общественной организации «Право на пенсию», призванной оказывать юридическую поддержку клиентам негосударственного пенсионного фонда для обращения в суды с целью возврата денег.
И Роман Клепаков в своих догадках не ошибся. Когда в 2010 году появилось решение арбитражного суда Москвы запустить процедуру принудительной заморозки средств фонда через Федеральную службу судебных приставов, чтобы выплатить причитавшиеся компании «Вклад-Сибирь» деньги, выяснилось, что на счетах крупнейшего негосударственного пенсионного фонда страны числится лишь несколько десятков тысяч рублейХотя, как пояснил сам Клепаков, «для того чтобы НПФ имел право управлять счетами граждан по обязательному пенсионному страхованию, исходя из лицензии, он должен соответствовать определенным нормам и требованиям, в том числе иметь имущество для осуществления уставной деятельности в размере 50 млн. рублей».
У юристов из «Вклада-Сибири» появились реальные основания обратиться в контролирующие органы с вопросом об отзыве лицензии у «Социума» или официального признания фонда банкротом, которыми они незамедлительно попытались воспользоваться. А в общественную организацию, учрежденную Клепаковым, потянулись тысячи обманутых вкладчиков НПФ не только из Красноярска, но и из других регионов, пожелавших вернуть свои деньги. На данный момент Роман Клепаков заявляет о том, что «Право на Пенсию» уже практически подготовило сотни исков от пострадавших граждан, а в планах его общественной организации подать иски от всех сотен тысяч вкладчиков, чьи интересы были нарушены.
«Нас возмущает, что такие серьезные организации покушаются на пенсии граждан. Люди, доверившие свою пенсию такой серьезной структуре как «Базовый элемент», не только не получили доход, но и лишились части своей пенсии», - комментирует ситуацию с отсутствием пенсионных накоплений клиентов на счетах НПФ Роман Клепаков. По его словам, задача общественной организации – объяснить органам власти, обществу, что люди, которые доверили свою пенсию негосударственным пенсионным фондам, а тем более таким крупным, не должны бояться того, что у них эту пенсию завтра отберут. Негосударственные пенсионные фонды, созданные крупными компаниями, которые берут на себя управление счетами граждан, призваны приумножать вложенные средства, а никак не наоборот.
«По идее в случае банкротства НПФ «Социум» средства рядовых вкладчиков в течение трех месяцев переводятся в Пенсионный Фонд России, в распоряжение государства, – продолжает руководитель общественной организации. – Однако даже в этом случае нет четкого понимания, кто и как будет покрывать издержки и начислять компенсации, и будут ли это делать вообще. И вот это непонимание, для рядовых клиентов, пожалуй, самое узкое место».
В «Социуме» такому развитию событий, видимо, не обрадовались и засуетились, но, как представляется, не затем, чтобы объяснить, пропажу средств на своих счетах, а чтобы возбудить уголовное дело по статье «мошенничество» против Романа Клепакова Руководство НПФ считает, что иск был подан группой лиц, «пытающихся дестабилизировать деятельность фонда в угоду своим личным финансовым интересам». 18 февраля он был задержан прямо во время проведения санкционированного властями Красноярска пикета клиентов фонда, в ходе которого они обвинили Олега Дерипаску в том, что олигарх незаконно распорядился пенсионными средствами, чем подверг опасности будущее финансовое благополучие вкладчиков.
Сейчас Роман Клепаков отпущен под подписку о невыезде, но зачем было организовано задержание, человека, который и так никуда не прячется ни от СМИ, ни от следствия, согласовывая разнообразные пикеты против деятельности «Социума» с властями и раздавая направо и налево интервью местной прессе, не совсем ясно. Правда, при желании, в этом можно усмотреть некоторый умысел. Так как дело Клепакова рассматривается в Новокузнецке, то Роману постоянно приходится находиться в Кемеровской области, чтобы участвовать в разнообразных следственных мероприятиях, что затрудняет как протестную деятельность, так и участие в судебных процессах В действительности, сам исход дела Клепакова не столь уж и важен, ведь необходимость НПФ заплатить по счетам никуда просто так не исчезнет, даже если факты фальсификации некоторого количества клиентских договоров подтвердятся. А вот результаты деятельности самого фонда, пусть в конечном итоге холдинг Дерипаски и закроет образовавшуюся финансовую дыру, бросают тень сомнения на правильность всей системы негосударственного пенсионного обеспечения, доверенного «эффективным менеджерам», которые вполне могут пренебречь пенсионными обязательствами перед своими вкладчиками.
Справка
Негосударственный пенсионный фонд «Социум» осуществляет обязательное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение в общей сложности более чем 500 тыс. граждан. Более 100 крупнейших предприятий заключили с фондом договоры о дополнительном пенсионном обеспечении своих сотрудников. Среди них такие компании, как Группа «ГАЗ», Заволжский завод гусеничных тягачей, Арзамасский машиностроительный завод, Красноярская ГЭС, ОАО «РУМО».