В России ежегодно около полутора миллиардов пассажиров пользуется услугами Министерства путей сообщения. Более 80 процентов грузооборота выпадет именно на долю железных дорог. Однако создаваемая десятилетиями огромная, во многом уникальная транспортная система сегодня нуждается в обновлении. Хотя в последние три года ситуация стала поправляться, реформа все громче стучится в двери.
Остро понимая необходимость дальнейшего движения вперед, специалистами отрасли совместно с профсоюзами была разработана и представлена Концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта. Данная тема рассматривалась и в ходе встреч министра путей сообщения Николая Аксененко с руководителями думских фракций, комитетов и депутатских групп. Последнее обсуждение состоялось на парламентских слушаниях.
"Основой предлагаемых структурных изменений является разделение государственных и хозяйственных функций, сосредоточенных ныне в руках МПС", - заявил Аксененко, выступая перед депутатами. Концепция разрабатывалась с учетом необходимости формирования гармоничной транспортной системы страны. При этом будет сохранена единая производственная инфраструктура и полный контроль государства за деятельностью железных дорог.
Причем после реализации задуманного станет реальной и задача интеграции России в мировую транспортную систему между Юго-Восточной Азией и Европой. Перевоз хотя бы 10 процентов (сегодня МПС обслуживает менее 1 процента) этого грузопотока по Транссибирской магистрали позволит получать ежегодные доходы в размере 2 миллиардов долларов, а в бюджет государства будет дополнительно переводиться более 300 миллионов долларов.
"Важнейшей целью является и дальнейшее снижение совокупности народнохозяйственных затрат на перевоз грузов по железной дороге", - подчеркнул Аксененко. - По мнению специалистов, в стране сформируется оптимальное соотношение объемов производства продукции и расходов, связанных с их перевозкой. Именно поэтому в реформе железнодорожного транспорта заинтересованы практически все. Более того, планируется поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками и создание операторских компаний - собственников подвижного состава.
Особое внимание будет уделяться социальному аспекту реформы. "Мы не имеем права ни на какие шаги, которые чреваты ухудшением условий жизни и труда работников отрасли и членов их семей", - отметил Аксененко. Причем уже к 2006 году министр пообещал повысить уровень заработной платы в 1,5 - 1,7 раза.
Безусловно, в концепцию будут вписаны новые дополнения и изменения. Ведь, как заявил председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, "разнообразие вариантов - это благо, а отсутствие альтернативы - зло". Однако времени на раскачку не осталось. Премьер Михаил Касьянов поручил МПС доработать программу реформ и внести ее в правительство уже к 1 апреля 2001 года.