Тольяттинский центр занятости неожиданно хорошо укомплектован. На входе стоит информационный терминал, где можно посмотреть, какие есть вакансии. Здесь же можно получить талон с конкретным временем, чтобы прийти к специалисту центра, минуя очереди. Однако современная техника справляется плохо, у терминала настоящее столпотворение, причем почти круглые сутки. Безработные занимают очередь в час ночи, чтобы к восьми утра получить спасительный талончик.
Согласны не на все
Около терминала стоит молодая пара, Сергей выписывает адреса компаний, которым требуются электрогазосварщики и водители. Он вообще мастер на все руки, последнее время работает «мужем на час» — сантехнику починить, розетку установить; таксует, как и все здесь. Проехать из одного района города в другой на старой «Ладе» — 40 рублей, маршрутки при таком раскладе скоро отомрут.
В центре действительно можно увидеть кого угодно, от мала до велика. Пока родители изучают вакансии, две девочки, обе в розовых курточках и розовых шапочках, гуляют по залу; одна таскает за собой за лапу игрушечного мишку. На скамейках у стен сидят напряженные неразговорчивые мужчины и женщины в возрасте — вот кто уже почувствовал себя безработным и уязвимым. Рядом с ними радостно ждут своей очереди молодые парни.
Влад и Игорь, водитель и автомеханик, им лет по 25, они безработные и, кажется, беззаботные, вместе ходят отмечаться в центр занятости.
«Тусим здесь раз в месяц», — кивают они на дверь приемной. Тут объявляют номер Игоря, он уходит, а мы остаемся с Владом в окружении безработных. «У меня уже бока болят дома сидеть, а работы нет, — меняя тон с легкомысленного на серьезный, признается он. — Я уже по объявлениям звонил, а там сплошной развод: пятихатку платишь, они тебе вроде как работу ищут — и не находят. Вот и сидишь, надеешься на государство».
Компанию, где он работал водителем, свалил кризис, парень встал на учет, отказывался от вакансий (предлагали работать за смешные деньги, за 5–6 тысяч) и, пока было лето, продавал картошку, тем и кормились. «А сейчас
Игорь выходит, довольный, из приемной. «Ну?» — смотрим мы на него вдвоем. «От всего отказался! — радостно докладывает Игорь. — Слесарем за 7 тысяч калымить?
5 тысяч не деньги
«У нас более 12 тысяч безработных, а вакансий немногим более 2 тысяч», — сообщает мне директор центра занятости Владимир Багаев таким извиняющимся тоном, будто малое количество вакансий — это его вина.
Вакансии есть —
Для некоторых
Работа на завтра
В пять часов вечера открывается окно на первом этаже центра, и очередь выстраивается туда. В окошке выдают направления на общественные работы; для того чтобы подработать, даже не нужно быть официально зарегистрированным.
Есть места дворника, грузчика, уборщика лесных территорий, менеджера по туризму (зарплата от 6 тысяч рублей). «Я эти „бегунки“ беру и по ним бегаю на следующий день, работу ищу. Мне несколько раз так везло», — торопливо рассказывает Руфия Низатуллина, рано состарившаяся сухонькая женщина. «Это мой мерседес, уже 10 лет на нем езжу, — шутит она, забираясь на обвешанный сумками велосипед. — Я уж и запаски новые
«А я вообще думаю податься в Москву», — говорит сокращенный с «АвтоВАЗа»
Чтобы справиться с наплывом безработных, тольяттинский центр занятости начал работать по субботам. Когда на биржу придут регистрироваться сокращенные за пару лет до пенсии вазовцы, не поможет даже переход на ночной режим работы. «Какая здесь будет давка, сколько инсультов случится, сколько „скорых“ приедет — пока даже думать страшно», — говорят сотрудники центра.
ВАЗ в цифрах
- 29 846 автомобилей было произведено на «АвтоВАЗе» в сентябре 2009 года — это менее 45% от уровня сентября 2008 года
- 57 800 автомобилей не продано на 1 октября 2009 года
- 20 часов проходит от начала сварки деталей до схода машины с конвейера
- 8 человек претендуют на 1 постоянное рабочее место
- 16 000 рублей — зарплаты рабочих до кризиса
- 4500 рублей платят за полмесяца общественных работ
Источник: данные «АвтоВАЗа», центра занятости Тольятти
Читайте также: Пять проектов по спасению «АвтоВАЗа»