В Астане подведены итоги Х юбилейного международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского. Этот музыкальный форум, задуманный Андреем Щербаком – директором Ассоциации лауреатов конкурса им. Чайковского в 1992 году, – проводится по трем номинациям: «фортепиано», «скрипка» и «виолончель». Возраст участников – до 17 лет. Конкурс не имеет постоянной прописки и счастливо путешествует по разным городам и странам, собирая лучших молодых музыкантов в каждом регионе. Трижды конкурс проходил в России, музыкантов также принимали в Японии, Корее, Китае и Швейцарии. В этом году конкурс стал частью российской культурной программы в рамках Всемирной выставки «Экспо-2017» в Астане, которая проходила под девизом «Энергия будущего».
Юным талантам из 25 стран пришлось пройти через три конкурсных тура: классическая соната и полифония в первом, романтическая программа во втором и концерт с оркестром в третьем. Из 125 участников до третьего раунда дошли 20. Лидером по количеству участников стала Россия: от нашей страны на музыкальное состязание приехали 29 музыкантов. Казахстан представил 21 исполнителя, Китай и Корея отправили на состязание 18 и 16 претендентов соответственно, США с Японией – по 8 и 10 участников.
Слоган выставки «Энергия будущего» стал для юбилейного конкурса символичным. Энергия молодых талантов порой ставила жюри перед сложным выбором; сорокоградусная жара за окном подогревала накал страстей в репетиториях и концертных залах, так что в эти дни в Астане было жарко во всех смыслах. Надо отметить, что конкурсанты выступали на прекрасно оснащенных площадках с хорошей акустикой: органном зале Казахского университета искусств, зале имени Ж. Жабаева, камерном зале «Астана-оперы». Из россиян до финала успешно дошли три пианиста, один скрипач, но, как ни странно, ни одного виолончелиста. При этом вряд ли правомерно говорить о падении исполнительского уровня среди виолончелистов страны, подарившей миру Ростроповича, Кнушевицкого и других великих музыкантов. Достаточно вспомнить конкурс 2015 года, когда первое место разделили две россиянки: Анастасия Ушакова и Мария Зайцева. В этом году российские музыканты заняли третье место по специальностям фортепиано и скрипка.
Каждый из финалистов уникален. Среди скрипачей можно отметить харизматичную Нейкиунг Канг из Кореи и темпераментного Юджина Каваи из Японии. Они разделили первую премию.
Юджин Каваи (Япония) победил в номинации «скрипка»
На второй позиции также два финалиста: Анне Мария Уэрмайер (Германия) и Акбике Алги (Казахстан). Зрелой игрой и европейской исполнительской манерой впечатлил Алексей Стычкин, разделивший почётное третье место с Рахилью Мусаходжаевой(Казахстан) и Чжэньи Цзян (Китай). «Все молодежные конкурсы имени Чайковского уникальны по-своему. И этот конкурс не стал исключением, –прокомментировал итоги член скрипичного жюри Сергей Кравченко. – Две первых премии взяли представители корейской и японской школ, которые сейчас развились в плане качества и музыкальности, чего раньше не было. Скрипичное жюри подошло очень лояльно к молодым дарованиям, и поэтому все получили высокие премии. Ниже третьей у нас нет. Ещё одна новость – это две финалистки от Казахстана».
Глубоко созерцательное исполнение ля-минорного фортепианного концерта Грига принесло продолжительные рукоплескания Кайлу Ху из США. Блестящий технический уровень вкупе с мягким туше и оркестровым слышанием фортепианных регистров не оставил равнодушными и членов жюри: пианист стал обладателем первой премии и золотой медали. Интересно и поучительно отметить, как Кайл Ху, страдающий лёгкой формой аутизма, преображается на сцене: за роялем он оказывается в родной стихии, становится лидером и уверенно ведёт за собой оркестр. Второе место досталось воспитаннику петербургской школы Илье Папояну – пианисту-концептуалисту, который выстроил убедительную музыкальную драматургию в Третьем концерте Прокофьева, и самому юному участнику Хэчао Яну(Китай), представившему 1-й фортепианный концерт соль-минор Мендельсона.
Пианистка Анастасия Махамендрикова (Россия) завоевала 3-ю премию
Лауреат третьей премии Анастасия Махамендрикова призналась, что Второй концерт Шостаковича – её самое любимое произведение: «Это на сто процентов моё произведение, в нём я вижу себя» –говорит юная пианистка. Заслуживает особого упоминания случай Марии Андреевой, успешно совершенствующейся на двух инструментах. В предыдущем конкурсе в Новосибирске Мария заняла первое место как скрипачка, а в этом году решила проявиться в фортепианной номинации. И не ошиблась: воспитанница Центральной музыкальной школы при Московской консерватории стала лауреатом третьей премии. Четвертое место досталось японцу Хироки Накаяма и корейцу Сон Хён Киму.»Должен сказать, что понимание русской музыки, прежде всего произведений Чайковского, его языка, души становиться всё более ясным и близким для иностранных участников, особенно из Японии, Китая и Кореи», – отметил член жюри Владимир Овчинников.
В виолончельной номинации голоса жюри были единогласно отданы Йо Китамура (Япония). Юного виолончелиста, исполнившего «Вариации на тему Рококо» Чайковского, штатный дирижер конкурса Юрий Ткаченко назвал «новым Йо Йо Ма». Уверенное владение штрихом, сочный звук, чувство формы и стиля покорили и жюри, и публику. «Серебро» досталось Намиса Сунь (Китай), почетная «бронза» – Июн Кан из Кореи. Шон Кангюн Юй (США) оказался на четвёртой позиции, Сара Чаньо из Словении – на пятой. Первым лауреатом из Италии за всю историю конкурса стал Мауро Паоло Монополи (шестая премия), уже отмеченный на конкурсе в Новосибирске в 2015 году. О превратностях конкурса рассуждает член жюри Борис Андрианов: «Ты должен держать в руках программу всех трех туров одновременно, и это выводит тебя на другой уровень исполнительской формы; ты получаешь ту нагрузку, которую тебе придётся всегда держать, если ты собираешься быть солистом».
Среди арбитров конкурса – музыканты с мировыми именами: народные артисты СССР Виктор Третьяков и Лиана Исакадзе, Эдуард Грач и Ефрем Брискин, Франсиско Круз Плаза, народные артисты России Сергей Ролдугин, Владимир Овчинников, Юрий Слесарев и Валерий Пясецкий, лауреаты конкурса им. Чайковского Кирилл Родин, Борис Андрианов. Международное жюри представлено Петром Мунтеану (Германия), Эдуардом Шмидером (США), Юрисом Дварионасом (Литва), Мартти Роуси (Финляндия) и другими. Многие из них осуществляют судейство и на «взрослом» конкурсе.
Насыщенность программы стала отличительной чертой нынешнего конкурса, превратив этот музыкальный форум в настоящий фестиваль, а включение его в культурную программу «Экспо-2017»подчеркнуло его высокий международный авторитет. На концерт-открытие в роскошной Астана-опере продолжительными овациями встречали Владимира Овчинникова, Кирилла Родина и юную Анастасию Ушакову. Шедевры мировой классики дополнили сочинения казахских композиторов Тлеса Кажгалиева и совсем юного Рахат-Би Абдысагина. Творческий союз Айман Мусаходжаевой, Евразийского симфонического оркестра и дирижера Виктора Третьякова оказался безупречным, а оригинальная трактовка скрипичного концерта Чайковского вызвала шквал восторгов у заполнивших в этот вечер зал конкурсантов, студентов музыкальных заведений и меломанов Астаны. Концерт памяти Натальи Шаховской стал настоящим приношением великой виолончелистке. Главные действующие лица вечера Кирилл Родин и Борис Андрианов делились трепетными и теплыми воспоминаниями о своём учителе. Сольные выступления (Родин исполнил «Ноктюрн» и «Сентиментальный вальс» Чайковского, сонату Грига, Андрианов – произведения Бруха и Соллимы) сменялись ансамблями студентов Казахского университета искусств. Память Наталии Шаховской также почтили Реквиемом Поппера для трёх виолончелей (Борис Андрианов, Кирилл Родин и Анастасия Ушакова) и ансамбля. Под динамичным девизом «Энергия классики» прошёл концерт с участием Айман Мусаходжаевой, Сергея Ролдугина и Виктора Третьякова в Астана-опере – одно из мероприятий, включенное в культурную программу «Экспо-2017». На сцене органного зала КазНУИ сольным концертом отметил свой 70-летний юбилей заслуженный артист РСФСР Сергей Кравченко. В российском павильоне Всемирной выставки выступили новоиспеченные лауреаты конкурса и специальный гость Миша Майский.
Молодые таланты имели возможность не только выступать на конкурсе, но и обучаться. «У нас подписан меморандум с Московской консерваторией по обмену педагогами, которые организовали мастер-классы в рамках конкурса», – рассказала художественный руководитель конкурса Айман Мусахаджаева. В течение нескольких дней прошли мастер-классы Сергея Ролдугина и Кирилла Родина, Бориса Андрианова, Лианы Исакадзе, Владимира Овчинникова и Юрия Слесарева. Особенно резонансным оказался класс Миши Майского, продолжавшийся более четырех часов.
Финальным аккордом и завершением конкурса стал гала-концерт в ЦКЗ «Казахстан», где были объявлены лауреаты, а победители первых премий исполнили концерты с оркестром. В праздничной атмосфере на сцену вышли первые лица конкурса: министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы, ректор Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаева, глава Ассоциации лауреатов конкурса им. Чайковского Андрей Щербак. «Мы с вами на протяжении десяти дней были свидетелями великолепного праздника музыки, исполнения талантами музыки великих композиторов», – отметил Мухамедиулы.
«Хочу сказать слова благодарности каждому участнику, ведь ради них устраивается подобное соревнование, поблагодарить героических родителей, которые воспитали таких талантов, а также выдающихся педагогов, – сказал Андрей Щербак. – Мне остаётся пожелать, чтобы этот конкурс время от времени навещал Казахстан».
«На протяжении 10 лет я обращалась к Андрею Михайловичу, чтобы провести конкурс в нашей столице, – подхватила Айман Мусаходжаева. – И вот благодаря нашему президенту, который объявил Астану столицей «Экспо», в рамках этой выставки и при поддержке Министерства культуры здесь проходит этот прекрасный юношеский форум».
Конкурс завершен, подведены итоги, 10 дней напряженный борьбы позади. В воспоминаниях участников и гостей надолго останется гостеприимство казахской столицы, теплая и дружественная атмосфера, яркие впечатления от тесного творческого общения с мастерами музыки. А организаторам музыкального форума теперь впору задуматься, в какой столице мира пройдёт уже следующий, Одиннадцатый международный юношеский конкурс имени П. И. Чайковского.