Если 600 человек до 1 мая не перейдут в дочерние компании по собственному желанию, их уволят.
Крупнейший российский автопроизводитель намерен уменьшить численность персонала до 72 тысяч человек к 1 мая. «АвтоВАЗ» продолжает планомерно снижать численность персонала (еще год назад на заводе трудились 102 тысячи рабочих), но рабочие переходят в дочерние компании —
Дочерние предприятия были созданы осенью прошлого года. По плану в них должны перейти 12,5 тысячи человек. Со временем их передадут в муниципальную собственность. Таким образом формально работники перестанут числиться в штате «АвтоВАЗа», хотя продолжат работу на его территории. Сотрудники дочерних предприятий будут заниматься реконструкцией завода: монтажом станков, строительством и ремонтом цехов, уборкой территорий — всего около 600 видов работ. До 2010 года этим занимались подрядчики, которых компания нанимала со стороны. Уволенные с основного предприятия не сразу приступят к работе. Сначала они пройдут переобучение, субсидированное в рамках федеральной программы по борьбе с последствиями кризиса на рынке труда. Но, выходя из штата завода, сотрудники становятся уязвимыми. Поскольку дочерние предприятия субсидируются из бюджета, работников могут в любой момент уволить по сокращению штата в случае приостановки финансирования. Кроме того, сотрудники «дочек» не имеют индивидуальных договоров и конкретного места работы, за которое они будут отвечать.
Поэтому люди переходят в новые компании настолько неохотно, что на заводе самым медлительным пригрозили увольнением. По словам председателя официального профсоюза «АвтоВАЗа» Николая Карагина, в настоящее время свое нежелание переходить в дочерние структуры выразили 500–600 человек. 1 марта они получили уведомление с предупреждением, что в случае их дальнейшего несогласия в течение двух месяцев они будут уволены. Однако Николай Карагин уверен, что рабочие осознают серьезность ситуации и подпишут заявления о переходе. В случае отказа переходить в дочерние компании рабочие просто будут сокращены.
По мнению Петра Золотарева, председателя независимого профсоюза «Единство», перевод в другие компании не имеет смысла, потому что рано или поздно «АвтоВАЗ» снова будет расширять штат.