Многих иностранных туристов, впервые попадающих в Японию и решивших посетить магазины, удивляют девушки, одетые в униформу, которые встречают каждого входящего глубоким поклоном. По отдельному поклону достается человеку, ступающему на эскалатор или входящему в лифт. Полушепотом (дабы не раздражать клиентов) они объявляют этажи, расположенные на них секции, советуют, где приобрести нужный товар, и в конце путешествия благодарят уважаемого клиента опять-таки поклоном.
Что это - необычный сервис, рекламный ход? Нет. Восхождение по служебной лестнице любой женщины, желающей трудиться в универмаге, начинается с работы лифтером-швейцаром. Именно здесь будущие продавцы, заведующие секциями, оформители витрин раз и навсегда постигают главное правило торговли: клиент - превыше всего. И процветание магазина, а значит, и твое собственное зависит от глубины поклона. На курсах действует известный в армии принцип: не можешь - научим, не хочешь - заставим.
Впрочем, "вечную" улыбку и умение поклониться японские девочки впитывают вместе с молоком матери, так же как умение носить кимоно и заваривать зеленый чай. Ведь подобным образом они должны приветствовать и старших коллег, и начальника, и соседа по дому, уважаемого родственника и даже нетрезвого мужа.