Лондонский театр "Ковент-гарден" не является исключением. Он стал знаменит с момента своего появления в 1732 году. С тех пор с ним происходило немало неприятностей (в том числе два пожара, каждый из которых почти полностью уничтожал здание). А во время второй мировой в лондонской опере была устроена танцплощадка, на которой солдаты Его Величества снимали стресс после боев. Говорят, полы в зале были затоптаны до неузнаваемости. Но всякий раз британцы отстраивали его заново, добавляя красот и помпезности.
Два года назад труппа Королевского балета дала здесь последнее представление "Спящей красавицы" Чайковского, и известная английская танцовщица Дарси Бассел торжественно погасила искусственные свечи на сцене. "Ковент-гарден" встал на капитальный ремонт.
Идея состояла в том, рассказал президент театра Колин Саутгейт, чтобы не просто обновить и привести в порядок помещение, а кардинально перестроить весь комплекс, привести его в соответствие с требованиями XXI века. При этом ремонт не должен был стоить ни пенса британским налогоплательщикам. И хотя задача была совсем не простая, ее удалось выполнить. Все 214 миллионов фунтов (почти 360 млн. долл.), необходимые для строительства, были получены от частных спонсоров и национальной лотереи.
Конечно, и ремонт, и сбор средств - дела весьма сложные. За пять последних лет в Королевской опере сменилось 5 генеральных директоров! Несколько раз, как писали газеты, все предприятие было на грани срыва. Но спустя всего два года после закрытия прославленный театр открылся вновь. Интересно, что хотя комплекс был реконструирован и почти целиком перестроен, архитекторам удалось сохранить узнаваемыми и внешний вид, и главный зал. Зато балет получил несколько новых репетиционных помещений, зрители - несколько просторных буфетов и баров.
Но, пожалуй, больше всего гордятся руководители "технической революцией", которую старая лондонская опера пережила в результате ремонта. Правда, не обошлось без курьеза. В тот самый момент, когда г-н Саутгейт говорил на церемонии открытия об этой самой "технической революции", сломался микрофон, что вызвало взрыв хохота в зале.
Тем не менее техническая сторона реконструкции действительно впечатляет. У театра появилось мощное электронное сердце, где установлены самые современные компьютеры. Они дадут режиссерам возможность ставить спектакли, о которых раньше они не могли и помыслить. Впрочем, техника настолько сложна, что администрации пришлось отменить несколько премьерных представлений в декабре, поскольку инженеры были еще не в состоянии с ней совладать.
И все-таки, как считает британская пресса, главный результат ремонта - само возвращение в строй "Ковент-гардена". "Это один из лучших оперных театров мира, - сказал Пласидо Доминго, который принял участие в первом концерте на новой сцене. - 30 лет назад здесь состоялся мой международный дебют, и с тех пор я всякий раз почитаю за большую честь получить приглашение выступить на этих подмостках. "Ковент- гарден" - это такая же легенда, как миланская "Ла Скала" или московский Большой. А легенда не должна умирать!"
В одном из новых баров театра удалось познакомиться с человеком по имени Альберто Вилар. Американец кубинского происхождения, он сделал огромное состояние, вкладывая деньги в акции компьютерных компаний. Но его сердце отдано опере. И не просто опере, а именно лондонской. Свою любовь Альберто выразил тем, что пожертвовал на реконструкцию "Ковент-гардена" почти 20 миллионов долларов! И теперь мы сидим не где-нибудь, а в баре его имени - "Вилар". "Отныне я буду еще чаще ездить в Лондон, - говорит Альберто, - как минимум, чтобы посидеть в этом баре".
Конечно, Альберто и такие же, как он, богачи имеют возможность не только жертвовать крупные суммы на строительство, но и ходить в оперу когда угодно. Значит ли это, что опера и в следующем столетии будет искусством в основном для состоятельных людей - тех, что полудремлют в своих ложах и совершают сделки в антрактах? Новый генеральный директор "Ковент-гардена" Майкл Кайзер старается изменить эту традицию. Определенное количество билетов будет продаваться по смехотворным для Лондона ценам - 5 фунтов (8,5 $). Правда, их будет намного меньше, чем желающих.
Другое нововведение: оперные спектакли вернутся на телеэкраны. Кайзеру удалось договориться с профсоюзами, чтобы те отказались от крупных отчислений с телетрансляций. Теперь Би-би-си сможет чаще приглашать любителей музыки в возрожденный "Ковент-гарден". А может (помечтаем), и с нашим телевидением записями поделятся... Что было бы особенно ценно - ведь вскоре, похоже, мы можем остаться на какое-то время без нашего родного Большого театра. Он тоже должен встать на реконструкцию - здание угрожающе обветшало, техническое оснащение устарело. Ситуация, похожая на лондонскую, - но как же по-разному решают ее у них и у нас. Там - широкое общественное движение по сбору средств, тут - сомнительный для репутации ГАБТа "благотворительный новогодний бал" для толстосумов, перед которыми вынуждены были изгаляться народные артисты, ибо ни государственные мужи, ни меценаты не спешат с помощью...