- Владимир Иванович, с какими же наиболее распространенными нарушениями во время выборной кампании столкнулись прокуроры?
- Нарушения закона начались еще во время формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Самые распространенные "проколы": несоблюдение сроков полномочий и отклонения в количественном составе комиссий. Я могу даже назвать регионы: республики Алтай, Дагестан, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Краснодарский и Красноярский края. А из областей - Мурманская, Самарская, Смоленская и Брянская. Кстати, в тех же регионах мы зафиксировали и необоснованные отказы в назначении представителей избирательных объединений и блоков в избирательные комиссии.
- Можно предположить, что потенциальные кандидаты завалили прокуратуру жалобами об отказах в их собственной регистрации?
- К моменту завершения регистрации мы располагали сведениями об отказах в регистрации более чем в двух десятках округов. Чаще всего виноваты были сами кандидаты в депутаты. Они представляли неверные сведения о собственном имуществе, источниках и размерах доходов.
- А были случаи, когда представители закона протестовали против фактов регистрации кандидатов в депутаты?
- Такое тоже случалось. Самый известный пример - протест Санкт-Петербургской прокуратуры на решение избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата Юрия Шутова. Мои коллеги в данном случае руководствовались тем, что обнаружили неточности в сведениях о его имуществе. Кроме того, избирательные документы для регистрации были поданы не самим Шутовым, как того требует закон, а другим лицом, по доверенности. И еще: при создании избирательного фонда кандидата и его расходовании также были отклонения.
- Не секрет, в Госдуму многие рвались по принципу: цель оправдывает средства...
- Незаконные действия самих кандидатов в депутаты - это отдельный вопрос. Так, еще при сборе подписей некоторые кандидаты использовали свое служебное положение. Скажем, кандидат из регионального списка политического объединения "Яблоко", зам. декана одного из факультетов Пермского госуниверситета организовал сбор подписей среди собственных студентов, когда те проходили практику. А командир воинской части в Сибирском военном округе вместе с заместителем устроили сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты Госдумы Белоногова прямо среди своих подчиненных. Аналогичная история повторилась в ряде воинских частей в Ивановской области.
- Чем же все закончилось?
- В Пермской области по факту злоупотребления служебным положением и превышения полномочий возбуждено уголовное дело, а воинские командиры были привлечены к дисциплинарной ответственности.
- Не обошлось, наверное, без нарушений и в предвыборной агитации?
- Во всяком случае, перекосов здесь хватало. Скажем, телеканал "Саха ТВ", одним из учредителей которого является министерство управления госимуществом республики, направил в адрес республиканской же ЦИК ультиматум: мол, бесплатный эфир кандидатам, зарегистрированным в депутаты, представлять не будем - и все! А в Калмыкии на телеканале "Калмыцкая государственная телерадиовещательная компания" обнародовали результаты опроса общественного мнения, но не сообщили, как это положено по закону, что за организация проводила этот опрос.
- С точки зрения закона, это, безусловно, нарушения. Но люди на кухнях обсуждают все же иные случаи...
- Вы имеете в виду наиболее скандальные? Пожалуйста. В Пермской области по настоянию прокуратуры пришлось освободить от должности члена территориальной избирательной комиссии Долгову за то, что она вместо контроля за правильностью проведения агитации... сама занималась агитацией в пользу кандидата в депутаты по Кунгурскому избирательному округу N138 Чикулаева. А в конфликт между руководством Республики Башкортостан и телекомпаниями ОРТ и РТР из-за запрещения трансляции воскресных программ Сергея Доренко и Николая Сванидзе пришлось вмешиваться даже Генеральной прокуратуре.
- Общие итоги работы прокуратуры в ходе предвыборной кампании уже подведены?
- Прокурорами направлено 75 представлений об устранении нарушений законов, 62 должностных лица получили предостережения . В шести случаях прокурорам пришлось обращаться за восстановлением законности в суд, 23 человека привлекли к административной ответственности. А кроме того, возбуждено 13 уголовных дел. Думаю, эти цифры позволят вашим читателям судить, была ли прокуратура безучастна к тем, кто пытался нарушить избирательный закон.