Государственная Дума намерена в ближайшие дни рассмотреть обращение группы "Народный депутат" во главе с Геннадием Райковым, призывающей отказаться от моратория на смертную казнь. Ссылаясь на мнение своих избирателей, думская группа требует более сурового наказания для лиц, совершивших особо тяжкие преступления.
Обращение вызывает неоднозначную оценку в обществе. Председатель думского Комитета по безопасности генерал Александр Гуров считает, что "общество еще не готово к такому шагу".
Председатель комиссии по помилованию при президенте России, писатель Анатолий Приставкин заявляет, что "копья ломать нечего", так как Россия взяла обязательство перед Советом Европы отменить смертную казнь. Более того, есть решение Конституционного суда, который в феврале прошлого года вынес вердикт о том, что смертные приговоры не могут выноситься без суда присяжных. Их в России очень и очень мало и в ближайшие годы вряд ли станет больше.
Так что убийцы и насильники, приговоренные к высшей мере наказания, будут отбывать пожизненное заключение. Таких в стране более тысячи. Еще около миллиона человек, в том числе 40 тысяч женщин и 20 тысяч подростков, отбывают наказание в колониях и следственных изоляторах. Среди тысячи тюремных учреждений нет ни одной приватизированной или, как принято говорить, частной тюрьмы.
В столичных следственных изоляторах за последние годы побывали столько "именитых" арестантов, в том числе состоятельных, что для них впору открывать частную тюрьму. Разве не по карману телемагнату Владимиру Гусинскому или банкиру Аркадию Ангелевичу оплатить свое пребывание в "Матросской тишине" по расценкам престижного отеля? Вполне. Чтобы заполучить тюремный комфорт, на расходы, уверен, пошли бы бывший глава "Голден-Ада" Андрей Козленок, экс-министр юстиции Валентин Ковалев, генерал армии Константин Кобец, другие высокопоставленные чиновники и военные, политики и бизнесмены.
В Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции России регулярно поступают предложения о создании благоприятных условий для такого рода арестантов. Правда, в роли ходатаев выступают не сами банкиры и политики. Чаще это делают их помощники. Просят открыть в столице специальную тюрьму для "богатеньких Буратино". Когда получают отказ, то предлагают оборудовать "для избранных" хотя бы на корпус территорию любого из нынешних следственных изоляторов. Готовы даже сами здание построить или сделать евроремонт уже имеющемуся, "оснастить" всем необходимым. Такая же готовность высказывается и в смысле оплаты за пребывание в такой тюрьме. Попытки состоятельных людей и их лоббистов "протащить" идею создания такого рода учреждений в "тюремном" главке воспринимают однозначно: "значит, рыльце в пушку".
Хотя за рубежом подобные учреждения есть. Частная тюрьма в канадском городе Летбридж, скорее, напоминает комфортабельную гостиницу. Уютные двухместные камеры с цветными телевизорами, холлы с компьютерами и игровыми автоматами. Тюремные повара готовят для заключенных в праздничные дни различные деликатесы, включая пирожные и торты. Заключенных, не нарушающих тюремный режим, отпускают домой на субботу и воскресенье. В одном из холлов организовали даже бар с дискотекой.
Учреждение получает "предварительные заказы" на отбывание наказания. Соответственно, в городской бюджет от "платных" заключенных поступают весьма приличные суммы - до полумиллиона долларов в месяц.
Подобная тюрьма есть и в Германии. Несколько лет во Франкфурте-на-Майне функционирует исправительное заведение "Дом Густава Радбруха". Иными словами, тюрьма гостиничного типа для высокопоставленных заключенных. Среди "мотающих срок" - графы, сотрудники крупных фирм и банков, государственные служащие. Сидят в гостеприимном "Доме" за уклонение от налогов, подделку документов, взятки и другие "благородные" прегрешения. Власти решили не сажать таких людей в камеры с убийцами, насильниками, наркоманами.
Заключенные проживают в отдельных номерах со всеми удобствами. В 6.00 - подъем, поверка, затем уборка камер. Это единственные неудобства для арестантов. После завтрака, который многие заказывают в ресторане, заключенные отправляются к автостоянке. Впереди целый день - можно посетить семью, провести пару деловых встреч. Главное - в 23.00 доложить о прибытии и обязательно - в трезвом виде. Потребление алкоголя здесь считается самым страшным грехом, за это могут лишить увольнений и даже отпуска, который также разрешен в этой "добрейшей" из тюрем Германии.
Платят осужденные буквально за все - телевизор, магнитофон, сотовый телефон... Суммы немалые. Записываются сюда в первую очередь загремевшие за решетку "белые воротнички".
Вот, казалось, и выход для отечественной тюремной системы - бери деньги с зэков, и не надо этих вечных жалоб на нехватку бюджетных средств. Зарабатывайте сами. На одну уютную тюрьму вполне хватит клиентов. Какой от них доход, если они на зоне будут коробки клеить или шить рукавицы.
Оплата комфорта должна принести бюджету вполне приличные средства, на которые для других, менее обеспеченных заключенных можно построить нормальные тюрьмы.
В России немало людей, которые поддерживают идею того, чтобы осужденные сами платили за свое пребывание за решеткой. Об этом свидетельствует экспресс-опрос радиостанции "Эхо Москвы". Такого мнения придерживаются 57 процентов опрошенных. За 5 минут на радиостанцию поступило около тысячи звонков.
Противником такого рода учреждений выступают люди, которые отдали Уголовно-исполнительной системе десятки лет. Заместитель министра юстиции России Юрий Калинин - один из них. Прошел в системе все служебные ступени. Долгое время был начальником колонии, 5 лет возглавлял "тюремный" главк. Генерал Калинин считает, что частных тюрем в России не будет. Нет смысла "разводить воровскую малину" в местах лишения свободы. Российская Конституция и законы не предусматривают создание в стране подобных учреждений. Перед законом все равны, подчеркнул заместитель министра.
Многие ли из россиян готовы платить деньги за свое пребывание в неволе, ведь речь идет о немалых суммах? Бизнесменов в зонах - единицы. Зато достаточно бандитов, пребывание за решеткой которых может обильно оплачиваться из "воровского общака". Сейчас только "воров в законе" в местах заключения более сотни человек. Это обеспеченные люди, которые обеими руками будут за частные тюрьмы. Выходит, что опасные преступники и в камере получат возможность иметь практически все, что на воле: мобильную связь, житейские блага, отличное питание и, что особенно важно для бандитов, "покорное" начальство и охрану, которые будут безбедно существовать на их деньги. "Приговор выносит государство, и лишь оно должно осуществлять исполнение наказания", - считает Юрий Калинин.
По данным тюремного главка, разделение зэков на богатых и бедных ощущается уже сегодня. Одним ежемесячно с воли поступают посылки с положенными 30 кг веса. Как правило, поступают они от "братвы", потому что это дорогое удовольствие. Тем, кто победнее, о таких посылках с деликатесами остается только мечтать.
Что же касается мирового опыта, то Юрий Калинин после поездки в Англию убедился, что британские коллеги весьма скептически относятся к единственному в стране учреждению такого рода.
Мнение заместителя министра совпадает с тем, что думают о частной тюрьме не только специалисты. Газета "Дейли мейл", в частности, пишет, что учреждение, которое призвано исправлять, превратилось в дом отдыха. Заключенные имеют при себе ключи от своих светлых и просторных камер, могут целый день валяться на постели, развлекаться игрой в карты или настольный теннис. Газета высказывает предположение, что правительство будет вынуждено отступить от идеи приватизации тюрем.
В других странах Европы на эксперимент, связанный со строительством подобных учреждений, даже не пошли.
Так что олигархам и чиновникам, как и простым смертным, придется при необходимости обитать пока в обычной тюрьме.