И года не прошло с тех пор, как птицефабрика «Островная» закрывала до 70% потребностей Сахалина и Курильских островов в курином мясе и до 92% — в яйцах. А сегодня крупнейший производитель оказался на грани банкротства. Как такое могло произойти?
Пару лет назад «Островная» торжественно отмечала свое 60-летие. А нынешнее название птицефабрика получила уже в 1999 году. За пять лет до этого на предприятие пришел молодой инженер Сергей Добреля. Работал, постигал тонкости — и 10 лет спустя был назначен гендиректором фабрики. Именно в ту пору началась модернизация производства, которую иначе как вторым рождением фабрики не назовешь. За считаные годы вдвое выросла численность промышленного стада. Стали строить птичники на 50-80 тысяч птичьих голов. Перешли с напольного содержания птицы на более выгодное — клеточное. Произошла автоматизация производства.
В 2016 году здесь приступили к производству мяса бройлеров полного цикла — от закладки инкубационного яйца до выпуска готовой продукции. Была построена и оснащена современным оборудованием площадка на 450 тысяч голов. Заработал цех по выпуску полуфабрикатов. Государственное предприятие, «Островная» развивалась под патронажем правительства Сахалинской области. К 2020 году местные птицеводы занимали первое место в Дальневосточном федеральном округе по производству куриного яйца на душу населения. Птицефабрика, обладающая сетью фирменных магазинов, стала победителем Всероссийского конкурса «Торговля России — 2021». Продолжая наращивать выпуск продукции, птицефабрика приступила к крупномасштабной модернизации производства. Инвестиционный проект в 2,4 млрд был принят правительством Сахалинской области.
«Проект сложный. Обычно на время проведения подобных работ предприятие закрывается. Но мы не можем оставить сахалинцев без местной продукции», — комментировал тогда Сергей Добреля. И его слова не расходились с делом.
В начале 2022 года на птицефабрику приехал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, заявивший: «Видно, что предприятие динамично развивается. Будем продолжать поддерживать птицефабрику и всю сельскохозяйственную отрасль в целом».
А вот мнение побывавшего в Южно-Сахалинске министра экономического развития РФ Максима Решетникова: «Островная» — очень хороший пример того, как бережливое производство влияет на развитие самого предприятия. Такие проекты для Сахалина вдвойне важны еще и потому, что это остров...»
Птицефабрика уверенно шла к тому, чтобы полностью закрыть потребности региона в куриной продукции. В прошлом году инвестиционный проект вышел на финишную прямую. Были сданы несколько важных объектов: логистический центр, склад, еще один инкубаторий и новая ветлаборатория, переоборудованы несколько корпусов. И тут как гром среди ясного неба: увольнение Сергея Добрели. Хотя для работников птицефабрики «сюрприз» имел предысторию. В свое время они уже направляли обращение в адрес местного министра сельского хозяйства и торговли с просьбой поддержать руководителя, над которым неведомые силы сгущали тучи. Тогда отстоять гендиректора удалось. А в этот раз... Убрали — и все.
Врио гендиректора был назначен Сергей Мак. Проработал он меньше месяца — тут как раз пошел массовый падеж птичьего поголовья, ветеринарная лаборатория выявила в пробах птичий грипп. Ввели карантин, производство мяса остановили. Птицефабрика начала нести многомиллионные убытки. Последовала замена на мостике: очередным врио гендиректора стал Илья Юрьев, до этого занимавший должность в региональном Минсельхозе. Увы, финансовое положение предприятия за считаные месяцы откатилось до уровня начала 90-х.
На птицефабрике началась текучка кадров. А нынешней осенью «Островная» проиграла в арбитражном суде иск страховой компании о признании недействительным страхового договора на 500 млн рублей. Из судебных материалов следовало, что договор был заключен обманным путем уже после того, как на предприятии зафиксировали случаи падежа птицы, что противоречит условиям страхования.
Банкротство такого крупного предприятия не шутка. Неудивительно, что чиновники бросились тушить пожар компенсациями и субсидиями. Но потушат ли? Отношение к ситуации на родном предприятии птицеводы выразили в коллективном письме в адрес правительства Сахалинской области.
«Мы с отчаянием смотрим, как убивают наше предприятие, — пишут птицеводы. — Наш труд становится почти ручным, механизация не работает, оборудование рассыпается на глазах: Нынешний руководитель в половине цехов не был, он не хочет видеть обстановку, в которой мы работаем. Порой кажется, что он задался одной целью — обанкротить фабрику. Поверьте, мы отработали на фабрике не один год, и нам есть с чем сравнивать...»
Вот такой крик души, подтвержденный многочисленными подписями. Услышат ли его сахалинские руководители? Обанкротить предприятие легко, а вот вытащить его из кризиса не каждому под силу. А ну как объявится интересант, который вознамерится вложить в птицефабрику капитал? Мало ли сахалинских предприятий в свое время были вот также обанкрочены и приобретены за копейки?
Это всего лишь предположения, которыми сахалинцы поделились с автором этого материала. Но опасения людей можно понять.