Но в тот же вечер в очередном выпуске "Здесь и сейчас", который вел, как всегда, руководитель ВИДа А.Любимов, и министр, и вместе с ним член конкурсной комиссии В.Познер дружно славили видовцев, уверяя, что их концепция была много интереснее, нежели победившая. Из всего этого следовало, что в победе ТВЦ решающую роль сыграли некие политические мотивы.
Признаться, было несколько неловко и за гостей, и за хозяина студии, и за всех нас. Тут же вспомнилось, что профессионалам не дали ознакомиться с противоборствующими позициями, решив столь важный вопрос келейно, без участия зрителей и критики.
Нельзя не учитывать, что в нынешнем состязании, кроме концепций-программ, с которыми мы толком не знакомы, участвовало, конечно же, и нынешнее вещание ТВЦ, хорошо нам знакомое. Его, судя по разговорам вокруг конкурса, члены комиссии оценивали крайне низко. А зря. По ряду компонентов ТВЦ не уступает лидерам нашего ТВ. И важно, чтобы сегодня под воздействием "комплекса неполноценности" и стремления менять все подряд ТВЦ не утратил лучшее из уже достигнутого. А такая опасность есть: руководство ТВЦ, скажем, намерено полностью изменить дизайн канала. Сегодня столичное ТВ в отличие от других, буквально помешанных на компьютерном оформлении, предпочитает живое, фотографическое. Ягодка малины в пузырьках воды, клавиши рояля, теннисная ракетка с ворсинками струн - все запечатлено в своей неповторимой подлинности, по которой многие зрители в последнее время откровенно соскучились. Так стоит ли тратить немалые деньги, чтобы вернуться к обезличенному стилю большинства других каналов?
Тем более что президент ТВЦ О.Попцов справедливо видит будущее московского телевидения в его самобытности. В некоторых программах, мне кажется, "свой" голос уже слышен. Например, в информационных передачах. В "Событиях" органично сочетаются новости с актуальным комментарием и интервью. Л.Млечин и Д.Киселев делают программу объемнее, расставляют важные для зрителей акценты. При этом, в отличие, скажем, от "Времени" (ОРТ), где А.Любимов ("Здесь и сейчас") и М.Леонтьев ("Однако") существуют как бы сами по себе, тут прослеживается некое единство "драматургии".
Аналитическая программа "Неделя" также своеобразна как по содержанию, так и по форме. В отличие от Е.Киселева ("Итоги") и Н.Сванидзе ("Зеркало"), В.Флярковский оценивает события не только логически, но и эмоционально, с допустимой долей субъективной (но не субъективистской, как у того же Доренко) реакции, что близко российской аудитории. Кроме того, его выпуски отличаются хорошей режиссурой: черно-белые, стилизованные под старую кинохронику переходы к каждой теме весьма выразительны.
Ни на одном канале нет программы, равной "Постскриптуму" А.Пушкова по основательности, точности и объективности политического анализа. Выделяются среди себе подобных "Секретные материалы": крутой замес фактического материала, умение проникнуть за кулисы политики, найти неожиданного собеседника. "Слушается дело" также лидирует среди "судебных" передач: тут всегда присутствует внятный публицистический тон.
Впрочем, многие программы ТВЦ сделаны по шаблону, особенно, по-моему, развлекательные: "Анекдот слышали?", "Полевая почта", "Парад плюс" - да несть им числа. При этом, к сожалению, на канале почти нет достойных передач о культуре. Для столицы, где сосредоточено огромное количество театров, киностудий, концертных залов, это странно и недопустимо. И собственно городские передачи - такие, как "Московская неделя", "Деловая Москва", "Столичные истории", - пока не очень удаются на ТВЦ. Они как раз чаще всего выглядят калькой с подобных программ других каналов, хотя, казалось бы, в жизни столицы можно найти немало неповторимого.
Особо следует сказать о передаче "Лицом к городу", выходящей по вторникам. В адрес ее ведущего П.Горелова не раз звучали слова критики, но, к сожалению, он почти на них не реагирует. По-прежнему в его встречах с мэром столицы сквозит избыточное если не подобострастие, то стремление "подыграть", которое самому Лужкову ни к чему, а в разговорах с людьми пониже рангом - плохо скрываемое высокомерие. Зрителям заметны эти двойные стандарты. А чего стоит творческая "находка", когда горожане, собравшиеся где-нибудь на улице, в любую погоду вынуждены подолгу стоять ради того, чтобы во время кратких включений задать свои вопросы сидящим в теплой, уютной студии чиновникам. Странная мизансцена в наш демократический век...
В ответ на упреки о том, что на канале мало программ, посвященных Москве, в последнее время на ТВЦ стали выходить новые, принципиальные для идеологии канала передачи. Сначала это был цикл "Золотое сечение Москвы", затем "Прогулки с Алексеем Баталовым", а теперь выходит "Московское счастье". В первом цикле рассказывалось об архитектуре города, во втором - о его истории, в нынешнем - о людях, приехавших из провинции и ставших москвичами. Признаться, первые два цикла оказались много удачнее третьего. Здесь бесцеремонный журналист бродит со знаменитостями по улицам столицы, ведет с ними панибратский разговор, присаживаясь на прихваченные для этого случая желтые чемоданы (?!), явно рассчитывая на то, что мы, осчастливленные возможностью лицезреть "звезд", простим убогость мысли и неуклюжесть исполнения.
Наблюдая на экране за прогулками Михаила Танича, Клары Лучко, Славы Зайцева и других известных персонажей, я подумал: как бы счастье, привалившее неделю назад московскому телеканалу, не упорхнуло от него подобно капризной птице...