С начала года более 10 тысяч россиян пожаловались на невозврат техники в магазинах, по данным Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». «Труд» выяснил, законны ли основания отказа продавцов.
Магазины постоянно отказываются принимать обратно купленную технику, несмотря на сохраненный чек и гарантийный срок. И закон пока на стороне продавцов. Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 был принят перечень товаров (п. 11), о покупке которых надо хорошо подумать, ведь передумать не получится.
Магазин будет обязан принять товар только при наличии в нем недостатков, а если вещь, к примеру, оказалась просто ненужной, то с ее приобретением придется смириться.
Конечно, в 1998 году не могли предположить, какое разнообразие техники будет на прилавках магазинов в 2011 году. Отсюда и масса недопонимания между
Интересы продавцов важнее
Сейчас в постановлении можно найти расплывчатую формулировку. Возврату не подлежат «технически сложные товары бытового назначения». К таковым
Госдума уже несколько раз возвращалась к постановлению. В 2007 году чуть было не приняли поправки в закон «О защите прав потребителей», позволяющие покупателю передумать. Ноутбуки можно было бы возвращать с такой формулировкой: «Технические характеристики товара не соответствуют ожиданиям покупателя». При этом сама вещь должна сохранять товарный вид.
Тогда по неясным причинам поправки не приняли. Эксперты подозревают, что это произошло
Модем — это слишком сложно
Пока вопрос остается нерешенным, и покупателям остается только жаловаться. Ведь на деле продавцы могут
«Я купила
Девушке пришлось обращаться в отдел абонентской службы, а там сослались на тот самый перечень. Но то, что модем не является технически сложным товаром, подтвердили в обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль».
Телефонная война
Мобильные телефоны вызывают наибольшее количество вопросов. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко несколько раз говорил о том, что сотовые телефоны — технически сложный товар и не может быть возвращен беспричинно. С ним спорят правозащитники. «Телефон не является технически сложным товаром. В перечне про это ни слова. Надо либо вносить в него уточнения, либо принимать телефоны», — говорит председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Эксперт отметил, что во
Опрос: За что вам отказывались возвращать деньги?
Ирина Мирошина, менеджер по продажам
«Пришлось скандалить из-за тысячи»
Купила однажды
Иван Конорев, фотограф
«Подпорченная икра»
Уже после Нового года купил себе банку красной икры,
Екатерина Пономарева, финансист
«Продали б/у телефон»
В свое время в одной популярной сети магазинов была акция: если аппарат не понравился, можно его спокойно поменять. И вот как раз на этот период я и попала с покупкой нового телефона для себя. Купила, принесла домой, а там в памяти уже
Анна Рыкова, копирайтер
«С усилием вернула модем»
После переезда возникла проблема с интернетом: никакие провайдеры до нашего дома еще не дошли, поэтому пришлось идти за модемом. Консультанты уверяли меня, что в моей низине все будет работать как часы. В итоге по приходе домой оказалось, что он вообще не находит Сеть. С боем возвращала себе деньги назад, хоть меня и пытались убедить, что он возврату не подлежит. Предоставили недостоверную информацию — получайте назад.