Поправка в закон отнимает деньги

Продавцы наживаются на устаревшем законе «О защите прав потребителей»

С начала года более 10 тысяч россиян пожаловались на невозврат техники в магазинах, по данным Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». «Труд» выяснил, законны ли основания отказа продавцов.

Магазины постоянно отказываются принимать обратно купленную технику, несмотря на сохраненный чек и гарантийный срок. И закон пока на стороне продавцов. Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 был принят перечень товаров (п. 11), о покупке которых надо хорошо подумать, ведь передумать не получится.

Магазин будет обязан принять товар только при наличии в нем недостатков, а если вещь, к примеру, оказалась просто ненужной, то с ее приобретением придется смириться.

Конечно, в 1998 году не могли предположить, какое разнообразие техники будет на прилавках магазинов в 2011 году. Отсюда и масса недопонимания между п-родавцами и покупателями. Но новый перечень Госдума принимать не спешит.

Интересы продавцов важнее

Сейчас в постановлении можно найти расплывчатую формулировку. Возврату не подлежат «технически сложные товары бытового назначения». К таковым относятся металлорежущие станки, электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура и т. д. Ни слова нет ни про ноутбуки, ни про нетбуки, ни про мобильные телефоны. Продавцы трактуют это как хотят. Если сегодня вы сможете вернуть потраченные деньги, то завтра вполне можете получить отказ.

Госдума уже несколько раз возвращалась к постановлению. В 2007 году чуть было не приняли поправки в закон «О защите прав потребителей», позволяющие покупателю передумать. Ноутбуки можно было бы возвращать с такой формулировкой: «Технические характеристики товара не соответствуют ожиданиям покупателя». При этом сама вещь должна сохранять товарный вид.

Тогда по неясным причинам поправки не приняли. Эксперты подозревают, что это произошло из-за того, что интересы продавцов техники лоббируют в Госдуме. Подобные поправки — серьезный удар по их доходам.

Модем — это слишком сложно

Пока вопрос остается нерешенным, и покупателям остается только жаловаться. Ведь на деле продавцы могут посчитать технически сложным товаром все что угодно — вплоть до 3G-модемов.

«Я купила 3G-модем компании „МегаФон“ в их фирменном офисе продаж, и он мне не пригодился. Каково же было мое удивление, когда я пришла его сдавать обратно через шесть дней, а мне отказали в возврате денег из-за того, что управляющего нет на месте», — пишет москвичка Елена.

Девушке пришлось обращаться в отдел абонентской службы, а там сослались на тот самый перечень. Но то, что модем не является технически сложным товаром, подтвердили в обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль».

Телефонная война

Мобильные телефоны вызывают наибольшее количество вопросов. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко несколько раз говорил о том, что сотовые телефоны — технически сложный товар и не может быть возвращен беспричинно. С ним спорят правозащитники. «Телефон не является технически сложным товаром. В перечне про это ни слова. Надо либо вносить в него уточнения, либо принимать телефоны», — говорит председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Эксперт отметил, что во многих европейских странах и США можно вернуть без каких-либо проблем товар любой сложности. Будут ли действовать такие правила когда-нибудь в России, пока неизвестно.

Опрос: За что вам отказывались возвращать деньги?

Ирина Мирошина, менеджер по продажам

«Пришлось скандалить из-за тысячи»

Купила однажды паль-то на распродаже. Ну и, как водится, дома повертелась-покрутилась перед зеркалом и поняла, что не мое. Пришла на следующий же день в магазин с чеком и абсолютно новым товаром. Меня принялись убеждать, что распродажный товар возврату не подлежит, хотя я точно знаю, что по закону имею право на возврат. Долго скандалила с менеджером, в итоге так и ушла с пальто — невозможно им что-либо доказать.

Иван Конорев, фотограф

«Подпорченная икра»

Уже после Нового года купил себе банку красной икры, которая после праздников вечно распродается. Дома открыл, а там откровенно тухлый продукт. Принес ее с чеком в супермаркет, а на меня там как на больного посмотрели: мол, ничего мы вам возвращать не будем, может быть, вы ее чем-то обработали и теперь хотите вернуть деньги. Чем я ее мог обработать и зачем мне это было нужно, непонятно. В итоге посоветовал угоститься икоркой. Больше туда — ни ногой.

Екатерина Пономарева, финансист

«Продали б/у телефон»

В свое время в одной популярной сети магазинов была акция: если аппарат не понравился, можно его спокойно поменять. И вот как раз на этот период я и попала с покупкой нового телефона для себя. Купила, принесла домой, а там в памяти уже какие-то номера, SMS. Оказалось, что с ним до меня уже кто-то походил, и ему, видимо, не понравилось. Без вопросов поменяли аппарат на другой, но деньги возвращать отказались.

Анна Рыкова, копирайтер

«С усилием вернула модем»

После переезда возникла проблема с интернетом: никакие провайдеры до нашего дома еще не дошли, поэтому пришлось идти за модемом. Консультанты уверяли меня, что в моей низине все будет работать как часы. В итоге по приходе домой оказалось, что он вообще не находит Сеть. С боем возвращала себе деньги назад, хоть меня и пытались убедить, что он возврату не подлежит. Предоставили недостоверную информацию — получайте назад.