Красивые сильные голоса... Песни сопровождались сценами народной жизни. Вот казачий курень - плеск донской волны, шум зеленых дубрав, птичий пересвист. Ожившая фольклорная основа, помноженная на виртуозное мастерство певцов, танцоров, музыкантов, дарила зрителям ощущение чистого родника. И к нему припадали, чтобы зарядиться энергией на долго вперед.
Правда, с годами ажиотаж спадал, и уже в феврале 99-го мне довелось сидеть в полупустом зале, хотя мастерства исполнители не убавили.
Тогда ансамбль готовился к большому гастрольному турне по Соединенным Штатам. Контракт на поездку был заключен с фирмой "Коламбия артитс Менеджмент Инк" еще в 1996 году. Америка встречала артистов бурными овациями и восторженными отзывами в прессе. Коллектив дал концерты в 27 штатах США. Фирма расширила рамки гастролей, предоставив возможность выступить и в Канаде. Все 62 концерта прошли с аншлагом. Причем самый "небольшой" из залов насчитывал полторы тысячи мест. А самый большой - около шести тысяч. Об уважении принимающей стороны к нашим казакам говорит хотя бы такой факт: ансамблю были предоставлены лучшие сценические площадки страны. Например, "Кеннеди-Центр" в Вашингтоне, где в один день с разницей в полчаса выступали "Донские казаки" и знаменитый Плассидо Доминго.
И вот последний концерт в Тампе, во Флориде. Сейчас комфортабельный автобус отвезет артистов в аэропорт. Руководитель поездки директор Ростовской филармонии Федор Ищенко видит своих артистов... без чемоданов. Он слышал разговоры: хорошо бы, мол, задержаться, продлить визы, но чтобы за кордоном остались сразу 32 человека - не ожидал!
Ситуацию мог переломить лауреат Государственной премии имени Глинки профессор Анатолий Квасов. Он 30 лет является художественным руководителем ансамбля. В том, что коллектив приобрел всемирную известность, - отчасти его заслуга. Но по иронии судьбы одной из первых в Россию не пожелала вернуться его собственная дочь Валентина.
Словом, Ищенко не оставалось ничего иного, как предложить невозвращенцам написать заявления об уходе из ансамбля по собственному желанию. Что они и сделали. Прекрасно понимая, что этот шаг отсекает их от ансамбля.
Что же произошло с артистами? В основном они - молодые люди 25-35 лет, возраст лишь троих близок к 50 годам, самой молодой танцовщице Веронике Алимовой - 20 лет. Ансамбль покинули солисты, балалаечники-виртуозы Владимир Седых и Альберт Мурзин, великолепный вокалист, заслуженный артист России Анатолий Верховодов, солирующий танцор Андрей Котов, другие заслуженные артисты России. И все называют одну и ту же причину: деньги. Заработки артистов на родине колеблются от 500 до тысячи рублей в месяц. Да и те выплачивались нерегулярно.
Да, артисты нахлебались проблем. Общежитие со вспученными от сырости стенами, единственной на этаж кухней и затхлым коридором с удобствами в конце... В основном живут здесь. Светлана Седых, жена первого балалаечника ансамбля, оставшегося в Америке, а она - здесь, дома, - говорит, что и ей надоело сидеть на шее у родителей, регулярно присылающих с Украины сумки с продуктами. И мужа понимает: устал метаться в поисках дополнительных заработков. После репетиций он играет на свадьбах или подрабатывает грузчиком. И так живут многие. Заслуженные артисты, преодолевая стыд, торгуют на рынках пирожками, кофтами, бельем - чем придется.
- Но разве нельзя поправить финансовое положение на гастролях в Америке? - пытаюсь выяснить я у директора филармонии. Ищенко поясняет - все относительно. Если в Ростове артисты получали от 20 до 40 долларов в месяц (естественно, рублями), то в США - 35 долларов в день. Не разбогатеешь...
- Это при многотысячных залах? - уточняю я.
- Таковы условия контракта, - объясняет Ищенко. - Каждый артист заработал в среднем за поездку более двух тысяч долларов. Конечно, на эти деньги приходилось питаться, покупать необходимые вещи. Условия контракта грабительские. Но кто нам предложит другие? Не согласны, таких, как вы, - очередь. Филармония заработала в чистом виде всего около 10 тысяч долларов.
"Американские" казаки раскололись на несколько групп. Часть примкнула к артистам фольклорного ансамбля "Ставрополье", оставшимся после гастролей в США еще в апреле. Шестеро услаждают слух посетителей ресторана "Русский самовар" в Нью-Йорке. Остальные разъехались по разным штатам - выступать в ресторанах и гостиничных комплексах. Некоторых устроила и неквалифицированная работа: горничных и посудомоек.
Стоит ли осуждать их? Мнения руководителей культурой области разделились. Наказать? Выдворить из Америки с помощью миграционных служб? По закону казаки должны были вернуться в Ростов, уволиться и лишь затем искать контракты для заграничной работы. Но тогда проезд и визу они оплачивали бы сами. Это приблизительно 3 - 4 тысячи долларов. Не по карману.
Теперь в ансамбле не хватает артистов хора, балета, музыкальных исполнителей. Объявлен конкурс на замещение вакантных мест. Отбор намечен на 31 января. Вряд ли кто-либо из оставшихся в США вернется к этому сроку. Скорее всего, освободившиеся места займут другие артисты. Сумеет ли ансамбль восстановить свой высокий имидж? Руководство филармонии уверяет, что достаточно пары месяцев репетиций - и все войдет в норму.
Что-то не очень верится... И жалко смотреть на маленькую Дарину Седых, когда она просит маму: "Включи, пожалуйста, папу". Отца она видит теперь на видеокассете. Наташа терпеливо ждет возвращения мужа и вместе с тем всерьез опасается, что семью первой балалайки ансамбля могут выселить из общежития. Куда им тогда идти?
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ:
Случай, конечно, из ряда вон. Такого массового бегства артистов, пожалуй, не наблюдалось ни в советские годы, когда вырваться из-под плотной опеки наших органов культуры и госбезопасности удавалось лишь единицам, ни потом, когда выезд стал возможен на вполне официальных основаниях и необходимость в подобных партизанских методах отпала.
Впрочем, как видим, не отпала. Эпизод с казачьим ансамблем - лишь один из симптомов тяжелой болезни всего общества. Общества, чьи руководители привыкли "числить" культуру чуть ли не на последнем месте в негласном списке приоритетов. В результате значительная часть тех, кого мы по традиции считаем гордостью российского искусства, давно уже имеет к российской повседневности довольно-таки "касательное" отношение. Где, например, живет теперь большинство ведущих профессоров Московской консерватории? Владимир Крайнев, Наталья Гутман, Евгений Малинин - в Германии, Геннадий Рождественский - в Швеции... А до какого отчаянного состояния доведен коллектив Государственного академического симфонического оркестра, находящегося фактически на грани распада! Сходная ситуация назревает и в оркестре Московской филармонии...
Но то - столичные артисты, у них хотя бы есть возможность прокричать о своих бедах через прессу. Кстати, скандал вокруг Госоркестра, кажется, заставил-таки и Министерство культуры - не без активного влияния вице-премьера Валентины Матвиенко - включиться в решение проблемы. Ну ладно, для москвичей, Бог даст, деньги найдут. Но кто подумает о десятках тысяч провинциальных музыкантов, актеров, танцовщиков - тех, без чьего искусства мы не мыслим своей жизни так же, как без любимых книг, фильмов, теле- и радиопрограмм... Далеко не всюду лидеры регионов располагают достаточными средствами, да и просто достаточно просвещены, чтобы, как, скажем, президент Татарстана, финансировать не только повседневную жизнь Госоркестра республики, но и его дорогостоящие зарубежные гастроли. А про создание серьезных юридических оснований для спонсорства государственные мужи в затяжной выборной гонке, похоже, вообще забыли...
Что же, спросит читатель, все вопросы развития культуры, как приснопамятные вульгарные марксисты, опять сводим к вопросам развития экономики? Нет, конечно, но только не стоит и забывать старинную мудрую поговорку насчет соловья, которого баснями не накормишь. А без соловьиных песен - "мир тесен".