Могут ли похвастаться нынешние преобразователи страны тем необычным размахом перестройки, которую впервые учинил Петр? Его стремление "в Европу прорубить окно" ассоциируется, между прочим, не только с постройкой первых военно-морских кораблей, историческими битвами за территорию и введением самоуправления в российских городах. Но и - с отменой бороды на мужском, разумеется, лице, длиннополого платья, а также введением нового летосчисления. К моменту подписания указа о Новом годе (20 декабря 1699 года) новогодние торжества в России проводились 1 сентября, и на дворе в ту пору стоял 7208 год. Однако Петр I посчитал, что счет времени удобнее вести так, как это делается во многих европейских странах, и повелел: отныне счисление лет будет идти не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вот так, по царскому приказу, и наступил 1700 год.
Первого января на Красную площадь вывели солдатские полки, стянули более двухсот пушек, пальба из которых продолжалась шесть дней. Сам царь хлопотал над устройством фейерверков, все ворота были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Успенском соборе прошел молебен с участием царя, который, не в пример нынешним властителям, во время молебного песнопения подпевал хору, а не просто свечу в руке держал. Тогда как весь люд мирской отбивал во все стороны поклоны - чтобы год был счастливым. Такое поверье было. Поклонимся и мы, друзья, - все ведь хотим счастья и благополучия.
Сам текст указа таков:
"Поелику в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с 1 января. А в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять. На то других дней хватает. Петр".
Нацепить матронам фижмы и роброны
О том, зачем члены Совнаркома "передвинули" год на две недели, рассказывает старший научный сотрудник Государственного Исторического музея Елена ГОРОХОВА.
- Елена Георгиевна, почему в России так живуча традиция отмечать Новый год дважды - 1 и 13 января, ведь 300 лет назад Петр I повелевал считать праздником первый день января ?
- А вы знаете о том, что у нас до XIV века тоже было два новых года? Так называемый гражданский, который отмечался 1 сентября (не оттуда ли традиция начинать учебный год именно с этой даты?), и церковный, который праздновала церковь 1 марта. Лишь в 1342 году при митрополите Феогносте было предложено начинать оба года 1 сентября.
Наша традиция отмечать дважды в январе Новый год восходит, конечно, не к XIV веку, а к 14 февраля 1918 года, когда указом Совнаркома календарь был "сдвинут" на 13 дней назад.
- Это что-то вроде революционного отсчета времени?
- Можно сказать и так. До 1918 года мы жили по юлианскому календарю, введенному еще Юлием Цезарем, а с 14 февраля 1918 года живем по григорианскому. Так как за эти века "набежали" 13 суток разницы в календарях, то и появился известный указ Совнаркома, а страна получила старый Новый год. Кстати, в XIX веке разница в календарях составляла 12 суток, а в XVIII - всего 11.
- Петр I, насколько известно, одним указом о новом летосчислении и праздновании Нового года 1 января не ограничился. Был еще указ от 4 января 1700 года. Интересно, что им предписывалось?
- Указом от 4 января 1700 года боярам и служивому люду Петр приказал явиться на крестный ход 7 января в европейском костюме - в венгерских кафтанах, женщины должны были нарядиться в роброны - длинные распашные платья с фижмами - приспособлениями, увеличивающими бока.