Такого в России еще не бывало: не все, что продается, можно покупать. Даже если вам исполнилось шестнадцать. Если быть точнее, то сами покупки не запрещены, но последствия для вас могут быть непредсказуемыми. Напомним, что с 1 января 2000 года вступили в силу статьи Налогового кодекса РФ (86.1, 86.2 и 86.3), согласно которым приобретение физическим лицом некоторых вещей может повлечь за собой пристальный интерес налоговых органов. При этом задачей фискального ведомства, как сказано в "Положении", является "установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог". Под крупными расходами понимается приобретение имущества из следующего перечня:
1) недвижимость, "за исключением многолетних насаждений" (так сказано в "Положении". - Авт.);
2) механические транспортные средства (то есть "механические транспортные средства, имеющие не менее 2 колес, рабочий объем двигателя более 50 куб.см и максимальную скорость более 50 км/ч");
3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
4) культурные ценности ("имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников");
5) золото в слитках.
Ну хорошо, до золота в слитках многие из нас еще не доросли. А вот из чистого любопытства и опять же из любви к искусству купили вы, допустим, какую-нибудь инкунабулу. Инкунабула не нравится? Тогда что-нибудь попроще, например, мотоцикл или "Жигули 2106". Что за это теперь вам будет? Сведения о произведенной вами сделке лицо, ее зарегистрировавшее, теперь направит в налоговые органы по месту вашего проживания. Там эту сделку занесут в специальный журнал, ведение которого допускается "путем компьютерной обработки с обязательным переносом данных журнала на бумажные носители не реже одного раза в месяц".
С одной стороны, налоговых инспекторов можно пожалеть: не знаю, сколько происходит сделок с инкунабулами, а с автомобилями и мотоциклами - точно миллионы в год. Это какие ж горы "бумажных носителей" придется разгребать рядовым инспекторам? С другой стороны, им можно и позавидовать: таких залежей компромата, как у налоговиков, теперь не будет ни у кого.
Есть мнение, что именно из-за последнего обстоятельства и была заварена вся каша с контролем за расходами. Иного рационального объяснения найти просто невозможно. Да и долгое и успешное затягивание процесса введения этого законодательства в действие (должны были начать контролировать расходы еще год назад) говорит о том же: те, на кого хотели оформить компромат, оказались попросту сильнее тех, кто этот компромат хотел использовать. Да и разве стоит всерьез воспринимать намерение налоговиков взыскивать подати с крупных должников "на полную катушку"? Вспомните, что по приказу А. Починка в свое время даже производилась аэрофотосъемка недвижимости в Одинцовском районе Подмосковья. Последствия? Никаких. На самом деле, о крупных несоответствиях расходов и доходов те, кому положено, давно и обо всех знают. И проблема здесь - не в отсутствии информации или соответствующих законов. Отсутствует другое - сила, воля и разум у государства и его представителей. Подобные законы пока не про нас.
И как нам всем теперь быть? По большому счету, ничего не произошло. Налоговики сами себе придумали новую головную боль. Компромат, который будет собран, пригодится лишь на следующих выборах. Если до тех пор данные положения Налогового кодекса не будут пересмотрены. Собрав информацию о крупных сделках, они должны будут сопоставить ее с информацией о доходах совершивших их лиц. Если возникнет сомнение - потребовать от этих лиц заполнить специальные декларации.
Но кто сказал, что все так и будет? Наверное, представителям налоговой инспекции это не понравится, но тем читателям, которые по разным причинам не желают раскрывать источники своих доходов и не собираются избираться депутатом, губернатором или президентом, можно посоветовать никаких "специальных" деклараций не заполнять под любым благовидным предлогом: например, ушибли правую руку, а левой писать не можете. И пусть докажут, что вы это делаете злонамеренно. Ведь в другой статье кодекса, 108.6, сказано: "Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица".
Эта длинная цитата приведена для того, чтобы в случае чего вы, читатель, могли ею воспользоваться при общении с уважаемым налоговым инспектором.