В минувшие рождественские дни так и случилось. И, как уж не раз бывало в чеченской войне 1994-1996 годов, вспышку партизанской активности чеченцев спровоцировало в известной мере само наше руководство.
Благородство и честность по отношению даже к самому заклятому врагу - качества, конечно, в высшей степени гуманные. Приостанавливая боевые действия вокруг Грозного по просьбе Аслана Масхадова, связанной с мусульманскими праздниками, военные, конечно же, рассчитывали на ответную порядочность и религиозную принципиальность противника. И, как уже много раз в прошлом, просчитались. Воспользовавшись передышкой, невесть откуда свалившиеся сотни боевиков без промедления напали на освобожденные федеральными войсками города Шали, Аргун и Гудермес, вокруг которых завязались ожесточенные бои.
В самый канун Рождества Аслан Масхадов подписал приказ, согласно которому боевики должны приступить к активной диверсионной и разведывательной деятельности на контролируемой федералами территории. Кому конкретно отдан этот приказ? Конечно, не тем десяти тысячам боевиков, которые блокированы в горах. Тогда кому же?
И здесь следует признать, что контроль федеральных войск над занятыми ими населенными пунктами нередко очень относителен. Кинжально беспрепятственный проход войск через, скажем, такие крупные города, как Гудермес, Аргун и Шали, как известно, был обусловлен договоренностями с местными старейшинами, которые брали на себя обязательства самостоятельно выдворять боевиков. Воинские же части и подразделения, не входя в эти населенные пункты, располагались в поле...
Так называемая "зачистка" населенных пунктов силами подразделений внутренних войск, видимо, в силу тех же причин осуществлялась весьма поверхностно, боевики имели реальную возможность раствориться среди мирного населения и снова взяться за припрятанное оружие, как только поступит приказ. И такое распоряжение от Масхадова перед самым Рождеством поступило. Конечно, какие-то силы боевиков в Гудермес, Шали и Аргун в минувшее воскресенье, безусловно, проникли с гор вместе с Салманом Радуевым и Хаттабом, руководившими, как выяснилось, нападением. Но основная масса экстремистов до часа "икс" таилась в самих этих городах.
По заявлению командующего Объединенной группировкой федеральных войск на Северном Кавказе генерал-полковника Виктора Казанцева, командование приняло необходимые меры, чтобы исключить любые попытки сепаратистов изменить ход событий в свою пользу. В частности, свободное передвижение будет разрешено только днем, и то - исключительно женщинам, детям и старикам не моложе шестидесяти лет.
Вроде бы все правильно и весьма гуманно. Но как военные собираются реагировать на акцию Шамиля Басаева и Мовлади Удугова, организовавших массовый засыл в освобожденные районы агитаторов, в основном женщин? По данным спецслужб, перед ними поставлена задача провоцировать недовольство российскими законами, присутствием на территории Чечни федеральных войск, организовывать "стихийные" митинги, массовые протесты и пикеты. Такие "агитаторши" могут наделать в тылу войск бед поболее, чем вооруженные боевики. И это - тоже часть планомерной партизанской войны, планируемой бандитами. Я помню такие "стихийные" митинги еще по Грозному 1995 года, когда разъяренные чеченские женщины твердили о "бесчинствах" военнослужащих федеральных сил, а затем, не таясь, принимали доллары от бандитов - подлинных организаторов беспорядков.
Как это ни прискорбно, но и сегодня в Чечне не удается избежать части тех ошибок, что были допущены в период боевых действий 1994 - 1996 годов.
Ничего нового чеченские сепаратисты не изобрели. Они действуют по тем же схемам и стандартам, что и в минувшей войне. Федеральные же войска на этот раз проявляют больше выдержки, тактической изобретательности и профессиональной зрелости. Только вот в полной мере учитывать уроки той, первой войны, по-видимому, так и не удается...