Россиянин Александр Брюханков выиграл «серебро» шестого этапа Мировой чемпионской серии, состоявшегося в столице Великобритании. Специально для «Труда» итоги лондонского этапа прокомментировал Дмитрий Будков, главный тренер сборной России по триатлону.
«Сражались в сердце Лондона»
— Что можете сказать о месте, где проходили соревнования?
— Место это знаменитое — центр Лондона,
— Как проходила борьба?
— Плавание — тот вид спорта, в котором Брюханков силен, обычно он финиширует в первой шестерке. На сей раз он приплыл во втором десятке, но отстал от лидера всего лишь на 12 секунд. Заплыв основная масса участников закончила очень плотно, а потому на велотрассу они вышли большой группой.
«Многое решает бег»
— За счет какого компонента выигрывают мировые лидеры?
— В плавании они показывают результаты уровня от кандидата в мастера спорта и до мастера с запасом. На велосипеде вся мировая элита едет примерно одинаково — разница в классе существенно не влияет на расклад сил. Многое решает разница в результатах по бегу. Именно в этом компоненте мировые лидеры — Гомес и братья Браунли — и выигрывают у остальных. Причем для побед надо не просто иметь высокий личный рекорд на дистанции 10 000 метров, но и уметь быстро бежать на фоне усталости, которая возникает после плавания и велогонки.
— Как обстоит дело у россиян с получением олимпийских лицензий?
— Прошедшие в Лондоне соревнования давали олимпийские лицензии трем призерам, так что Брюханков одну из трех возможных для страны лицензий уже завоевал. Еще четыре путевки дадут чемпионам каждого из континентов плюс 35 лучшим в мировом рейтинге. Но в этом плане у нас проблемы нет и не будет, так как на данный момент семь наших парней попадают в эту зону (лет пять назад это удавалось лишь двоим россиянам). И в этом плане приоритет остается за руководством сборной. Есть триатлонисты двух типов. Первые участвуют во всех этапах чемпионата и стабильно попадают в очковую зону, но во втором десятке. Другие попадают в очковую зону реже, но при этом занимают более высокие места. И мы отдаем предпочтение вторым, то есть спортсменам менее стабильным, но при этом способным «выстрелить» на отдельных стартах, в том числе и таких, как Олимпиада. Брюханков, несомненно, относится именно к этой категории. И хотя сейчас в Лондоне он завоевал лицензию не персонально для себя, а для сборной, но все же участие в Олимпиаде он себе практически гарантировал. Перспективы на Лондон у россиян неплохие. Не буду говорить о том, что надеемся на победу. Но попасть в тройку призеров для наших парней вполне реально. Брюханков в 2009 году стал бронзовым призером чемпионата Европы. Полянский аналогичного результата добился в этом сезоне. Вообще хотел бы отметить: эти парни давно дружат, показывают близкие результаты, имеют примерно одинаковое количество побед.
А у наших женщин ситуация похуже: на данный момент лишь две из них попадают в зону рейтинга, дающую надежду на лицензию.
— Как команда будет готовиться к Олимпиаде?
— Традиционно проведем предсезонные сборы на Кипре с середины января и до конца мая, с перерывом на выезд в Австралию — на первые старты в конце марта. На Кипр мы приезжаем с 1997 года. Там в нашем распоряжении есть бассейны, а с начала марта можно уже плавать и в море — в гидрокостюмах. А это очень важно, потому что бассейн и открытая вода дают разные ощущения, требуют разной тактики. Все трассы для велогонок и для бега на Кипре нам хорошо знакомы, питание и обслуживание там качественные. На этот период тренировочный цикл менять нет смысла. А вот в мае и начале лета мы хотим провести централизованные сборы в среднегорье.
— Раньше такие сборы уже проводили?
— Спортсмены делали это в индивидуальном порядке — за счет своих спонсоров или средств своего региона. Но в ноябре 2010 года сменилось руководство нашей федерации, и прогресс в организации и обеспечении налицо. Улучшилось финансирование, медицинское обеспечение. Да и просто человеческое отношение. Например, впервые за годы существования триатлона президент федерации собрал наших спортсменов перед новогодними праздниками, наградил тех, кто успешно выступал в году уходящем.
«Одними призовыми не прокормиться»
— А как обстоят дела с базами в России?
— При нашем холодном климате для национальной сборной этот вопрос решить в принципе невозможно. Чтобы составить конкуренцию мировым лидерам, надо большую часть года плавать на открытой воде. Но в плане подготовки юных спортсменов дело улучшилось. Стали на приличном уровне развивать детский триатлон в Краснодарском крае. Есть у нас прекрасная база около Пензы, но она предназначена для проведения соревнований различного уровня, а не для круглогодичной подготовки.
— В триатлон продолжают приходить из других видов спорта?
— Нынешнее поколение триатлонистов пришло или из пятиборья, или из плавания, или из популярного в советское время многоборья ГТО. Но в России открываются все новые специализированные детские спортивные школы триатлона, в которых ребята с 10–12 лет работают над всеми тремя компонентами нашего вида спорта — плаванием, велоспортом и бегом. Такие наши ведущие спортсмены, как Шорец и Разоренов, начали заниматься спортом именно с триатлона. Хорошо работают школы в Москве (близ станции метро Пионерская), в Петербурге, в Пензе, в Рыбинске. И здесь надо отметить большую роль столичной школы триатлона. Спортсменов, сейчас выступающих за команду Москвы, не переманивали в столицу, когда они были уже лидерами национальной сборной, в то время как во многих видах спорта именно так и делается. Например, Брюханков перебрался из Рыбинска в Москву, будучи всего лишь кандидатом в мастера спорта. Другие переехали тренироваться в Москву еще раньше — будучи учениками
— А вообще в триатлоне профессионалы хорошо зарабатывают?
— Чаще всего призовой фонд на каждом этапе чемпионата мира — 100 тысяч долларов, но иногда на отдельных международных соревнованиях может доходить и до 1 млн. долларов. Четверть от половины призового фонда, предназначенной для мужчин, достается победителю среди мужчин и примерно столько же — чемпионке среди женщин. Примерно по 125 тысяч долларов. На рядовых стартах за шестое место, например, спортсмены могут получить от 5 до 10 тысяч долларов. И все же даже лидеры сборной России одними призовыми, понятное дело, не смогли бы прокормиться. Так что все они получают зарплату