Главная Культура 00:11 12 Января 2018 12220
Судьба - одна на двоих

Сегодня в Москве открывается ретроспектива фильмов Элема Климова и Ларисы Шепитько

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Свадьба Ларисы и Элема, 1965 год. Фото из личного архива.

Показы в кинозале Третьяковской галереи приурочены к юбилейным датам выдающихся режиссеров. Шепитько 6 января могла бы отпраздновать 80-летие, Климову грядущим летом могло бы исполниться 85. Но мы их запомнили молодыми. Это была самая красивая и, увы, трагическая пара советского кино. Лариса за свою короткую жизнь сняла всего четыре картины, она погибла во время съемок пятого фильма. Элем снял шесть лент. Всего десять работ на двоих. Но сегодня эти фильмы изучают в киношколах мира, они стали достоянием просвещенного человечества.

Лариса и Элем, как и Андрей Тарковский, Алексей Герман, Сергей Параджанов (имя им отнюдь не легион), были из породы максималистов, правдоискателей, стоиков. Не шли на компромиссы с совестью, не прогибались под цензурным прессом. Они были внутренне свободными и честными художниками.

Климов и Шепитько учились параллельно во ВГИКе, оба прославились своими дебютными работами. Лариса в 1963-м сняла в Киргизии прокаленный солнцем и яростными человеческими страстями «Зной» по прозе Чингиза Айтматова. Элем годом позже выпустил на экраны сатирическую комедию о буднях пионерлагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», которую цензоры сначала положили на полку, усмотрев в ней нежелательные политические аллюзии. Но картина понравилась Хрущеву, который посмотрел ее на даче. «А чего вы этот фильм держите? — простодушно удивился Никита Сергеевич. — Смешно ведь, пускайте в прокат».

В 1965 году Лариса и Элем поженились. Это была недолгая светлая полоса в их творческой судьбе. А дальше началось хождение по кругам цензорского ада. Фильмы Шепитько «Крылья», «Ты и я», несмотря на все ее протесты и демарши, изрезали до неузнаваемости. Но и в кастрированном виде они стали ярким событием. Ее третью картину «Родина электричества» по прозе Андрея Платонова испуганные чиновники велели не просто положить на полку, а смыть. К счастью, уцелела одна копия, и премьера фильма состоялась уже после смерти автора, в 1987 году.

И даже судьба общепризнанного шедевра Шепитько — фильма «Восхождение», снятого по повести Василя Быкова «Сотников», висела на волоске. Его спас тогдашний руководитель Белоруссии, в прошлом партизанский командир Петр Машеров. Элем и Лариса буквально выкрали в лаборатории «Мосфильма» еще мокрую пленку и ночным поездом привезли ее в Минск. Петр Миронович поначалу скептически отнесся к организованному для него кинопросмотру, ожидая увидеть «бабью режиссуру», но, потрясенный философской глубиной и эмоциональной мощью этой суровой кинопритчи о совести, долге, духовном подвиге, в конце фильма не смог сдержать слез. Сразу после титров белорусский лидер разразился в адрес фильма и режиссера 40-минутной восторженной речью. Ее отголоски дошли до Москвы. Через несколько дней картину приняли в Госкино без поправок. Это открыло «Восхождению» дорогу на экраны страны и мира.

Немаловажную роль сыграл Машеров и в судьбе Климова. После того как чиновники от культуры сначала обкорнали «Похождения зубного врача», присудив фильму третью категорию (78 копий на всю страну), а картину «Агония» о нравах царского двора на 11 лет положили на полку, опасность нависла и над выстраданным Климовым замыслом фильма «Иди и смотри» по «Хатынской повести» Алеся Адамовича.

Эту картину о трагедии сожженных белорусских деревень несколько раз останавливали на разных этапах работы, и опять-таки помогало заступничество Машерова, который взял над фильмом негласное шефство. Работа над лентой, которая первоначально называлась «Убейте Гитлера», заняла в общей сложности семь лет. Выйдя в прокат в 1985-м после победы на Московском кинофестивале, картина буквально взорвала экран: такой страшной, обжигающей правды о войне наше кино и наше общество еще не знали.

«Иди и смотри» и «Восхождение» стали со временем классикой мирового антивоенного кино — наряду с фильмами «Великая иллюзия» Жана Ренуара, «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Но, к сожалению, признание пришло к Шепитько и Климову слишком поздно:

В самом начале съемок своего нового фильма «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина Лариса погибла в аварии. Это случилось 2 июля 1979 года. На пустой дороге (еще не было и 6 часов утра) черная «Волга», в которой ехала киногруппа, по непонятной причине (скорее всего, шофер уснул за рулем) вылетела на встречную полосу, под грузовик с прицепом, груженным кирпичами. «Волга» от столкновения превратилась в груду металла, никто из пассажиров не выжил:

Потрясенный гибелью Ларисы, Климов нашел в себе силы закончить фильм вместо супруги. И назвал его одним емким словом — «Прощание». Эта картина стала прощанием и с уходящей, канувшей в летейские воды русской крестьянской цивилизацией, и с погибшей в расцвете сил, таланта и женской красоты любимой женой, которой Элем посвятил еще и пронзительную документальную ленту «Лариса».

Климов пережил свою супругу почти на четверть века. В бурные годы перестройки он возглавлял мятежный Союз кинематографистов СССР, который стал своеобразным штабом демократических сил. Затем, уйдя в творческий отпуск и передав дела в СК кинорежиссеру Андрею Смирнову, готовился к экранизации «Мастера и Маргариты» — мечте всей своей жизни. Но до съемок дело так и не дошло. Бюджет фильма тянул примерно на 60 млн долларов. Даже ему, на гребне его тогдашней мировой известности, найти их было непросто.

Говорят, на вечеринке деятелей кино с заправилами нашего зарождающегося бизнеса один крутой миллионер громко вызвался профинансировать фильм. Зал потрясенно охнул. В наступившей тишине раздался скептический голос Климова: «Хотелось бы еще знать, откуда эти деньги». Взять сомнительные миллионы, скорее всего, украденные у государства, — этого он, с его безукоризненными представлениями о совести и чести, позволить себе не мог.

Но, думаю, подлинная причина несостоявшегося фильма была не только в огромном по тем временам бюджете, а еще и в душевной опустошенности, которую Климов испытывал после смерти жены. «Я живу не в квартире, а в часовне», — говорил он, ведя в последние годы жизнь монаха, схимника. Неслучайно он больше так и не женился, в одиночку вырастив их единственного с Ларисой сына Антона, который сегодня стал взрослым, состоявшимся человеком.

Блистательная кинематографическая пара оставила после себя не только сына, не только выдающиеся фильмы. Шепитько и Климов оставили нам в наследство непререкаемый образец творческой взыскательности, нравственного максимализма. «Если я не сниму этот фильм, я умру», — говорили Лариса и Элем перед съемками каждой своей новой работы. Для них это была не поза, а состояние души. Преподанный ими этический урок современному поколению кинематографистов еще предстоит по-настоящему осознать и осмыслить.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9516
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7210
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?