Главная Культура 00:11 12 Января 2018 12289
Судьба - одна на двоих

Сегодня в Москве открывается ретроспектива фильмов Элема Климова и Ларисы Шепитько

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Свадьба Ларисы и Элема, 1965 год. Фото из личного архива.

Показы в кинозале Третьяковской галереи приурочены к юбилейным датам выдающихся режиссеров. Шепитько 6 января могла бы отпраздновать 80-летие, Климову грядущим летом могло бы исполниться 85. Но мы их запомнили молодыми. Это была самая красивая и, увы, трагическая пара советского кино. Лариса за свою короткую жизнь сняла всего четыре картины, она погибла во время съемок пятого фильма. Элем снял шесть лент. Всего десять работ на двоих. Но сегодня эти фильмы изучают в киношколах мира, они стали достоянием просвещенного человечества.

Лариса и Элем, как и Андрей Тарковский, Алексей Герман, Сергей Параджанов (имя им отнюдь не легион), были из породы максималистов, правдоискателей, стоиков. Не шли на компромиссы с совестью, не прогибались под цензурным прессом. Они были внутренне свободными и честными художниками.

Климов и Шепитько учились параллельно во ВГИКе, оба прославились своими дебютными работами. Лариса в 1963-м сняла в Киргизии прокаленный солнцем и яростными человеческими страстями «Зной» по прозе Чингиза Айтматова. Элем годом позже выпустил на экраны сатирическую комедию о буднях пионерлагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», которую цензоры сначала положили на полку, усмотрев в ней нежелательные политические аллюзии. Но картина понравилась Хрущеву, который посмотрел ее на даче. «А чего вы этот фильм держите? — простодушно удивился Никита Сергеевич. — Смешно ведь, пускайте в прокат».

В 1965 году Лариса и Элем поженились. Это была недолгая светлая полоса в их творческой судьбе. А дальше началось хождение по кругам цензорского ада. Фильмы Шепитько «Крылья», «Ты и я», несмотря на все ее протесты и демарши, изрезали до неузнаваемости. Но и в кастрированном виде они стали ярким событием. Ее третью картину «Родина электричества» по прозе Андрея Платонова испуганные чиновники велели не просто положить на полку, а смыть. К счастью, уцелела одна копия, и премьера фильма состоялась уже после смерти автора, в 1987 году.

И даже судьба общепризнанного шедевра Шепитько — фильма «Восхождение», снятого по повести Василя Быкова «Сотников», висела на волоске. Его спас тогдашний руководитель Белоруссии, в прошлом партизанский командир Петр Машеров. Элем и Лариса буквально выкрали в лаборатории «Мосфильма» еще мокрую пленку и ночным поездом привезли ее в Минск. Петр Миронович поначалу скептически отнесся к организованному для него кинопросмотру, ожидая увидеть «бабью режиссуру», но, потрясенный философской глубиной и эмоциональной мощью этой суровой кинопритчи о совести, долге, духовном подвиге, в конце фильма не смог сдержать слез. Сразу после титров белорусский лидер разразился в адрес фильма и режиссера 40-минутной восторженной речью. Ее отголоски дошли до Москвы. Через несколько дней картину приняли в Госкино без поправок. Это открыло «Восхождению» дорогу на экраны страны и мира.

Немаловажную роль сыграл Машеров и в судьбе Климова. После того как чиновники от культуры сначала обкорнали «Похождения зубного врача», присудив фильму третью категорию (78 копий на всю страну), а картину «Агония» о нравах царского двора на 11 лет положили на полку, опасность нависла и над выстраданным Климовым замыслом фильма «Иди и смотри» по «Хатынской повести» Алеся Адамовича.

Эту картину о трагедии сожженных белорусских деревень несколько раз останавливали на разных этапах работы, и опять-таки помогало заступничество Машерова, который взял над фильмом негласное шефство. Работа над лентой, которая первоначально называлась «Убейте Гитлера», заняла в общей сложности семь лет. Выйдя в прокат в 1985-м после победы на Московском кинофестивале, картина буквально взорвала экран: такой страшной, обжигающей правды о войне наше кино и наше общество еще не знали.

«Иди и смотри» и «Восхождение» стали со временем классикой мирового антивоенного кино — наряду с фильмами «Великая иллюзия» Жана Ренуара, «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Но, к сожалению, признание пришло к Шепитько и Климову слишком поздно:

В самом начале съемок своего нового фильма «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина Лариса погибла в аварии. Это случилось 2 июля 1979 года. На пустой дороге (еще не было и 6 часов утра) черная «Волга», в которой ехала киногруппа, по непонятной причине (скорее всего, шофер уснул за рулем) вылетела на встречную полосу, под грузовик с прицепом, груженным кирпичами. «Волга» от столкновения превратилась в груду металла, никто из пассажиров не выжил:

Потрясенный гибелью Ларисы, Климов нашел в себе силы закончить фильм вместо супруги. И назвал его одним емким словом — «Прощание». Эта картина стала прощанием и с уходящей, канувшей в летейские воды русской крестьянской цивилизацией, и с погибшей в расцвете сил, таланта и женской красоты любимой женой, которой Элем посвятил еще и пронзительную документальную ленту «Лариса».

Климов пережил свою супругу почти на четверть века. В бурные годы перестройки он возглавлял мятежный Союз кинематографистов СССР, который стал своеобразным штабом демократических сил. Затем, уйдя в творческий отпуск и передав дела в СК кинорежиссеру Андрею Смирнову, готовился к экранизации «Мастера и Маргариты» — мечте всей своей жизни. Но до съемок дело так и не дошло. Бюджет фильма тянул примерно на 60 млн долларов. Даже ему, на гребне его тогдашней мировой известности, найти их было непросто.

Говорят, на вечеринке деятелей кино с заправилами нашего зарождающегося бизнеса один крутой миллионер громко вызвался профинансировать фильм. Зал потрясенно охнул. В наступившей тишине раздался скептический голос Климова: «Хотелось бы еще знать, откуда эти деньги». Взять сомнительные миллионы, скорее всего, украденные у государства, — этого он, с его безукоризненными представлениями о совести и чести, позволить себе не мог.

Но, думаю, подлинная причина несостоявшегося фильма была не только в огромном по тем временам бюджете, а еще и в душевной опустошенности, которую Климов испытывал после смерти жены. «Я живу не в квартире, а в часовне», — говорил он, ведя в последние годы жизнь монаха, схимника. Неслучайно он больше так и не женился, в одиночку вырастив их единственного с Ларисой сына Антона, который сегодня стал взрослым, состоявшимся человеком.

Блистательная кинематографическая пара оставила после себя не только сына, не только выдающиеся фильмы. Шепитько и Климов оставили нам в наследство непререкаемый образец творческой взыскательности, нравственного максимализма. «Если я не сниму этот фильм, я умру», — говорили Лариса и Элем перед съемками каждой своей новой работы. Для них это была не поза, а состояние души. Преподанный ими этический урок современному поколению кинематографистов еще предстоит по-настоящему осознать и осмыслить.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5173
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4472
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...