В дореволюционной России едва ли не каждый второй житель знал фамилию Шустов. В больших и малых городах империи представители самых разных сословий с удовольствием попивали шустовскую «веселящую продукцию»: водку, настойки, коньяк.
Алкогольные короли
Основателем династии «алкогольных королей» принято считать Леонтия Шустова. Этот вольноотпущенный крестьянин перебрался в 1802 году из рязанских краев в Москву, а девять лет спустя сумел получить звание купца третьей гильдии. Однако особыми талантами и рвением по части коммерции он не отличался. Куда лучше получалось у
Хотя этот заводик производил «огненную воду» отменного качества — в одной только Москве насчитывалось до 300 подобных предприятий, — предприниматель понимал: без серьезной рекламы его делу грозит крах. Поскольку средств на традиционные объявления в
Осенью
Бейте аккуратно!
Каждый такой скандал с удовольствием обсуждали обыватели, о них писали газеты. В итоге уже через несколько дней о пресловутой шустовской водке знала вся Москва. Каждый приличный трактир озаботился проблемой, как бы получить для своих посетителей партию этого известнейшего напитка, и спешил сделать заказ в фирме Шустовых. После этого, словно по команде, происшествия на водочной почве прекратились. Выяснилась интересная закономерность: всех арестованных драчунов забирал из полицейских участков и платил за них штрафы один и тот же человек — приказчик торгового дома «Шустов».
А организовывал рекламную кампанию сам Николай Леонтьевич. Через своих приятелей он свел знакомство с двумя десятками московских студентов и предложил им весьма веселую сезонную работенку — устраивать публичные скандалы. Купец неплохо платил своим агентам, но строжайше указывал буйствовать в меру: «Бейте аккуратно, чтобы штрафу не более чем на 10 рублей было».
Необычный пиар дал прекрасные результаты. Доходы фирмы росли как на дрожжах, объемы производства увеличивались, и уже через год завод переехал в более просторное помещение на Мясницкой улице. Однако Шустов не стал почивать на лаврах. Вместо банальной водки он решил перейти к выпуску различных настоек — продолжить любимое дело своего батюшки. Первый рецепт, придуманный (и даже запатентованный) Николаем Леонтьевичем, — «Зубровка». Потом появились «Травный рижский бальзам», «Перцовка», «Смородиновая почка», «Белая слива тонкого вкуса».
Гран-при за коньяк
В самом конце XIX века
Шустовская фирма освоила выпуск более десятка марок коньяка. Рекламную кампанию этой продукции решили провести уже испытанным способом. Но теперь нанятые
Непростая оговорка
Шустовы были гениями пиара. Они умели заинтересовать своим товаром, как никто другой в России. Похвала шустовским напиткам размещалась на стенах зданий, на бортах пароходов, на крышах самых первых трамваев, отправившихся в рейс по городским улицам. Сыновья Николая Леонтьевича раньше других промышленников додумались помещать свою рекламу прямо под заголовком
Всякий раз, когда в Малом театре шла «Бесприданница» Островского, актриса, исполнявшая роль Ларисы, оговаривалась и в одном из эпизодов просила подать ей не просто коньяка, а именно шустовского коньяка (хотя во времена, когда Александр Николаевич писал свою пьесу, такого напитка еще не существовало). За свою «оплошность» актриса ежемесячно получала конверт с полутора тысячами рублей, а руководителям театра, якобы не замечавшим подобных оговорок, присылали от Шустовых по пять ящиков рекламируемого напитка.
Давняя традиция
Выпить по случаю
После чудесного спасения императора
По распоряжению наркома обороны всем воинам — участникам знаменитого парада на Красной площади вечером 7 ноября 1941 года были выданы «внеочередные» 100 граммов водки — в честь праздника.
К
Подсчет промилле
В правилах, составленных при императрице Екатерине Великой для государственных лиц, в частности говорилось: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги для выхода из дверей».
А вот предусмотренные «Уложением о наказаниях» (1845 год) степени опьянения (по мере их возрастания):
- желающий опохмелиться
- веселый
- дикий
- растерзанный
- бесчувственный