На этот вопрос искала ответ выездная коллегия Рослесхоза, на которую были приглашены лесники и лесопромышленники Северо-Запада. Заседание вели руководитель департамента Федеральной службы лесного хозяйства РФ Валерий Шубин и губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов.
Жизнь северного региона прямо зависит от "зеленого друга". Удельный вес предприятий лесного комплекса составляет 62 процента в промышленности области. Половина людей, занятых на производстве, кормятся от леса. Загубить отрасль для этого края - все равно как опустынить нивы Дона или Кубани для хлеборобов. А ведь до этого чуть не дошло, когда начались перестройка и приватизация. О развитии отрасли не думали: техника старела, дороги к лесосекам не строились, закрывались леспромхозы, рушились поселки. В итоге за 10 лет объемы заготовки древесины упали в три раза.
Получив в долгосрочную аренду делянки, некоторые "предприниматели" стали распродавать лес на корню, гнать всеми правдами и неправдами за рубеж, спуская его задарма. Да и сейчас должного порядка в торговле с иностранцами нет. Область вывозит за границу, к примеру, около 800 кубов пиломатериалов. Мировая цена кубометра - 137 долларов, а местные "внешторговцы" умудряются отдавать на четверть дешевле. При этом две трети оборота в руках посредников. Представляете, сколько валюты прилипает к их рукам! По оценке губернатора А.Ефремова, от "бегства" капитала за бугор областной бюджет в этом году потеряет около 30 миллионов долларов. Этих денег с лихвой бы хватило, чтобы в десятках леспромхозов обновить технику, построить дороги, создать для работников нормальные условия труда и быта.
Для сведения: соседняя Финляндия, имея сопоставимый с Архангельской областью лесной потенциал - два процента от мировых запасов, - поставляет на экспорт 15 процентов древесины и каждую четвертую тонну всей произведенной на Земле бумаги. Все благодаря тому, что не дают дереву погибать, грамотно вырубают и снова восстанавливают леса. У нас в советские времена расчетная лесосека в Архангельске осваивалась на 70 - 80 процентов. Сегодня есть леспромхозы, где этот показатель в 20 раз меньше.
Это по официальной статистике. Но ни в какие отчеты не входят самовольные порубки, которые измеряются тысячами кубометров леса и стали настоящим бичом. Виной тому массовая безработица, а также безнаказанность и легкие деньги. Сбившись в ватаги, мужики в мгновение ока очищают делянки, грузят бревна на лесовозы - и поминай как звали. А то и на рубку сил и времени не теряют - подкатят на грузовиках к штабелям и подчистят до последнего бревнышка. Бывает, поймают воров с помощью милиции и лесоохраны, штраф выпишут в столько-то там минимальных зарплат. Это как укус комара. Соседи знают злодеев, но боятся на них указать. Лесные ушкуйники - народ крутой, безжалостный. На переделе теневого лесного рынка загублена уже не одна душа, сожжены десятки домов. Не случайно все меньше желающих идти в егери. И в пору, когда на биржах труда очередь, лесная охрана сократилась на 250 человек.
Вообще-то война за древесину припозднилась, долго не было разборок в российских дебрях - уже давно несли жертвы банкиры, нефтяники и газовики, а в "лесу" было тихо. Но вот недавно и тут пошло-поехало. Может, вспомнили, что сырьевые ресурсы истощатся, а "зеленый друг" вечен, растет быстро? Скажем, в Англии сегодня рубят свыше 300 тысяч кубов в год. И вся промышленная древесина идет с участков, где 40 лет назад были посажены хвойные деревья.
В жестокой войне за наши лесные богатства есть палачи и есть жертвы. Полгода назад при возвращении из загранкомандировки был похищен директор департамента лесопромышленного комплекса области. С тех пор о нем ни звука. Перед нашим приездом жестоко избили его преемника А.Булатова, чье имя значилось в числе участников выездной коллегии Рослесхоза. Но вместо него выступал и.о. - директор прикован к больничной койке. Он спас жизнь только потому, что был в юности известным боксером и в схватке с бандитами сумел постоять за себя.
Пробиваясь когда-то в ряды промышленных держав мира, Россия собирала деньги с бору по сосенке: продавала лен, пеньку, мед, лес. Именно эти товары позволили накопить капитал на паровозы, станки, сталеплавильные печи, танки и ракеты. За последние годы наша страна многое из промышленного потенциала утратила. Что осталось? В числе нерастранжиренных богатств - лес. Вот только распорядиться бы им по-хозяйски.