Главная Культура 20:40 11 Ноября 2017 4173
«Когда-нибудь я убью свои картины…»

Открылась первая в России выставка нашего всемирно известного соотечественника – художника Хаима Сутина

Елена Широян

О такой выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, да и России в целом, мечтали давно. Эмигрант Хаим Сутин (1893-1943), звезда Парижской школы, родом из Российской империи, у нас долго был легендой. Картин его в отечественных собраниях почти нет. В таинственно затемненную экспозицию в ГМИИ зрителя вводит единственный автопортрет, хранящийся в Эрмитаже.

Мастер напряженно вглядывался в себя, подобно своему кумиру Рембрандту. Грубоватые черты он не пытался приукрасить — напротив, утрировал, будто подчеркивая плебейское происхождение.

На небосклон Парижа Сутин ворвался беззаконной кометой. Сравнить его можно с Пикассо, Бранкузи либо Модильяни, а можно и с анфан-террибль иной эпохи — Караваджо. Как в Риме конца XVI века солидный ценитель живописи не мог обойтись без полотен буйного миланца, так и усилиями дилеров Парижа 1920-х картины Сутина сделались ходовым товаром.

Сегодня это один из топов арт-рынка: в 2015 году на торгах Christie’s полотно Сутина «Бычья туша» было продано за 28 миллионов долларов. Цена его картин быстро растет. Еще в 2007 году самой дорогой работой был портрет «Мужчина в красном шарфе», проданный за 15 миллионов долларов. В мае 2013 полотно «Маленький кондитер» ушло уже за 18 миллионов... За картинами Сутина охотятся собиратели из России. Один лишь частный московский Музей искусства авангарда дал в экспозицию 8 картин, мало уступающих холстам из парижского Центра Помпиду и Музея Оранжери, хранящего одну из крупнейших коллекций работ Сутина — 22 полотна. Кстати, из них сейчас в Москву приехали 20. Больше сутинских работ только в американской коллекции Альберта Барнса, но по завещанию основателя фонда они не покидают пределы США.

Всего в ГМИИ прибыли 64 картины Сутина, но главное — не число экспонатов. Кураторы стремились вписать творчество художника в панораму мирового искусства, связать со старшими и младшими поколениями. При всей индивидуальности манеры он был верен старым мастерам — не потому ли острому драматизму его образов не мешают золоченые старинные рамы? В экспозицию, устроенную как лабиринт с неожиданными проемами — «окнами» в иное время — вошли произведения Шардена, Пуссена, Коро. Ведь Сутин учился на их полотнах в Лувре, как подсказал ему Амедео Модильяни. Но и его картины служили ориентиром — на выставке с ним спорят или вторят ему Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко, Джексон Поллок и еще ряд ветеранов современного искусства.

В цельном пространстве сошлись излюбленные жанры Сутина: портрет, натюрморт, пейзаж. Драматизм на грани физического страдания при столкновении с жизнью сквозит в каждом сюжете, будь то битая птица или портреты слуг. Сутинские деревья порой считают его двойниками: корявые, закрученные спиралью стволы, как языки пламени, ввинчиваются в небо, вздымают к нему изломанные «руки», едва удерживаясь на вздыбленной земле.

После Сутина осталось мало фотографий. Представить облик художника помогла кисть его друга Модильяни. Высокий, сильный, хотя и нездоровый (постоянный голод спровоцировал язву желудка); крупный нос, жесткие черные волосы, взгляд исподлобья — он считал себя некрасивым и был застенчив. В Париже с трудом овладел французским — знакомые гадали, как же он общается с Моди. А тот нежно заботился о юноше: находил тому жилье, помогал деньгами. Вскоре после знакомства в 1915-м Моди решил заглянуть к Сутину. И был шокирован: «русский» писал картину... совершенно голым. Не ради эпатажа: нищий, он снимал одежду, чтобы не сносить и не испачкать.

Десять лет в «столице муз» с момента, когда 19-летним осел на Монпарнасе, сын многодетного штопальщика из-под Минска отчаянно боролся за право стать художником. Но борьба началась еще в родном местечке Смиловичи. С ранних лет Хаим вел себя странно — то рисовал каракули углем на печи, за что ему доставалось: Талмуд запрещает изображение живых существ. То крал у отца рубль на карандаши, то тащил его ножницы к старьевщику. Даже в годы триумфа он не утратил привычку, если кто-то подходил, комкать и прятать на животе холст, над которым работал. Страх шел из детства, когда, застигнутого за рисованием Хаима били не только местечковые мальчишки, но и родные старшие братья.

Фрагмент экспозиции

Трагическая коллизия обернулась счастливым шансом. Подростком Хаим нарисовал раввина, уже тогда в духе экспрессионизма — карикатурно. Проучить мальчишку за дерзкую выходку взялся племянник раввина — мясник, или, как говорили в местечках, резник. Заманил в свою лавку, избил до полусмерти. Не потому ли позже освежеванные бычьи туши стали наваждением сутинских холстов?

Родители художника пожаловались в кагальный суд. Еврейская община возмутилась жестокостью расправы и обязала обидчика выплатить компенсацию. Неизвестно точно, было ли это 25 или 50 рублей, но в любом случае по тем временам немало. На эти деньги мальчика послали в Минск учиться на фотографа. По другой версии, отец отправил младшего сына в подмастерья к шурину-сапожнику, а тот — в ученики к фотографу.

В 1907 году в губернском Минске Хаим пошел в школу для настоящих художников. А в 17 лет сбежал в Вильно, работал ретушером и вновь учился. В Иудаистском обществе поощрения художеств Сутина убедили продолжить обучение живописи в культурной столице мира — Париже. Врач-меценат дал сумму на проезд. Агитировал за Францию и новый друг — начинающий художник Пинхус Кремень: все лучше, чем мыкаться в черте оседлости...

В 1913 году Сутин поселился в общежитии художников «Улей» у скульптора Оскара Мещанинова, по соседству с Липшицем и Модильяни. Растерянный, но фанатично преданный идее писать картины, он читал Бодлера и Фрейда, бродил по Лувру: «брал уроки» у Рафаэля, Энгра, Гойи, Курбе. Но более всего у Рембрандта — от него и тревожный колорит, и ощущение драмы жизни. Голодал, зимой и летом ходил в единственном драном пальто, грузил по ночам чемоданы на вокзале Монпарнас и едва не покончил с собой — Кремень буквально вынул его из петли. А дальше судьба улыбнулась: Моди, всерьез считая Сутина гением, привел его к торговцу Лео Зборовски. Тот выдаст юноше по 5 франков в день — и спасет от голода, пошлет на юг Франции.... «Это он, Модильяни, заставил меня в себя поверить», — говорил Сутин.

Нищета внезапно кончилась в 1923 году: 52 картины купил миллиардер из США Альберт Барнс. Так в 30 лет Сутин оказался в одном ряду с Матиссом, Пикассо и уже покойным Модильяни. И все же игнорировал собственные вернисажи, рвал и жег холсты, которые считал неудачными, а позже выкупал, чтобы переписать. Известны его запальчивые слова о своих же работах: «То, что вы видите, ничего не стоит, это все дерьмо (merde), но все же получше, чем у Шагала и Модильяни. Когда-нибудь я убью свои картины — они слишком слабы, чтобы поступить иначе».

Барнс платил всего 15-30 долларов за холст, но отныне Сутин был знаменит. Он слушал Баха и ездил в Амстердам «к Рембрандту». Однако попал в кабалу: торговцы требовали без конца повторять «надежные» мотивы и приемы. И все же драгоценная, вибрирующая фактура его холстов, их красочная насыщенность и экспрессия не исчезали — примером тому чудесный «Мальчик из хора».

Навсегда покинув родное местечко, Сутин избежал банальности и безвестности. Но от судьбы не уйдешь: в 1940 году ему пришлось прятаться. Визу в США, куда уехал Шагал и другие, получить не удалось. С началом Второй мировой войны власти арестовали его подругу Герду Грот, беженку из Германии. Художник скрылся в глубинке Франции, боясь ареста и лагерей. Продолжал писать, но в 1943 году обострилась язва желудка. С внутренним кровотечением друзья перевезли его в Париж к хирургу, который бы не выдал. Бытовала легенда, будто спрятав художника от немцев в катафалке, его довезли к врачу лишь мертвым. На самом деле машина «скорой» доставила его в госпиталь, Сутина прооперировали, но поздно: он умер, не приходя в сознание.

На Монпарнасское кладбище, помимо последней подруги Мари-Берт Оранш, его провожали Пикассо, Кокто и Макс Жакоб...

А в это время в Смиловичах

Сегодня картины Сутина рассеяны по миру, они входят в собрание Метрополитена и коллекции семьи издателя Галлимара, Фрэнсиса Форда Копполы, Изабеллы Росселлини, потомков Шагала и Чаплина. Но нигде нет музея этого гения. Исключение — его родные Смиловичи, ныне город Минской области: Сутин — самый прославленный его уроженец.

С 2008 года в детском Доме творчества Смиловичей открыт музей «Пространство Хаима Сутина». Пусть там нет подлинников его картин, да и мемориальных вещей не сохранилось — пожалуй, лишь чудом уцелевшая Тора из синагоги, куда ходил Сутин-отец. Там тщательно воссоздана обстановка его детства с помощью немногочисленных деталей быта, которые сумели найти в местечке, где все дома, до войны деревянные, сгорели, а все евреи были расстреляны фашистами в октябре 1941-го. Нечем поделиться и немногим внучатым племянникам Сутина, но с музеем они тесно связаны.

Фотографии доносят и атмосферу довоенного Парижа, откуда Сутин уже не вернулся домой. Много и современных снимков тех мест, где проходила его жизнь во Франции: земляки художника в компании его французского биографа Мишеля Лебрен-Франзароли посетили все эти города и деревни — от парижского кладбища Монпарнас до Иль-де-Франс, где, получив отказ в американской визе, он скрывался от нацистов в годы Второй мировой войны.

В деревне Шампиньи-сюр-Вёд, где художник провел два последние года жизни, смиловчане встретились с местной жительницей мадам Делоне — 12-летней девочкой она позировала Сутину. В крохотном Шампиньи есть площадь Хаима Сутина, куда выходит его мастерская. Имя художника носит также улица городка Блан, где до сих пор стоит сарай, возле которого сделана знаменитая фотография Сутина: улыбаясь, он держит курицу — ту самую, которую изобразил в картине «Курица на фоне кирпичной стены», ныне висящей в ГМИИ.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7164
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?