Тендер был объявлен 4 сентября. Вскрытие конвертов с заявками от тех, кто пожелает помочь министерству прояснить его задачи, назначили на 6 октября. 9 октября заявки собирались рассмотреть, а
Конечно, министерство вправе размещать заказы на ту или иную работу — например, инспектирование памятника культуры или проведение акустической экспертизы концертного зала. Но никогда раньше не было такого, чтобы главное культурное ведомство страны просило
Даже если допустить, что государственный орган решил заказать на стороне серьезную методическую разработку, это обычно обходится максимум в 1 млн. рублей. «Труд» провел расследование, о результатах которого читайте в рубрике «Главная тема».
На звонок «Труда» ответил сотрудник министерства, пожелавший остаться неназванным. По его словам, речь идет о большом, до 400 страниц, документе, но это скорее не стратегия, а отчет о деятельности министерства.
Подобные отчеты составляются каждый год, и писали их действительно сами министерские сотрудники. Стратегия у министерства уже есть, она разработана до 2015 года, а скоро приступят к составлению планов до
«Труд» решил помочь министерству со свежим взглядом на его работу и опросил ведущих деятелей культуры: какие проблемы они считают самыми наболевшими и как предлагают их решать. Этот опрос мы сегодня публикуем. Разумеется, не за 3 миллиона, а совершенно бесплатно.
Через несколько часов после первого звонка в министерство мы позвонили туда вторично. И неожиданно услышали, что ведомство снимает свою заявку с сайта госзакупок. Нам объяснили: сроки поджимают, документ надо представлять в правительственную рабочую комиссию, куда входят сотрудники Минфина, Минэкономразвития и других ведомств. Причем представлять не в конце года (как сказали «Труду» в первом разговоре), а не позже
В этом заявлении есть масса симптоматичных противоречий. Неделю назад только на тендер отводилось более месяца, а сам документ требовался лишь к концу года, и основным его предполагаемым достоинством был пристальный и свежий сторонний взгляд. Теперь же документ потребовался срочно, а взгляд со стороны уступил место внутренним и, вероятно, беглым оценкам.
Но, так или иначе, министерство под пристальным вниманием «Труда» и привлеченных им экспертов пошло на попятный, отказавшись от солидной денежной траты. На что теперь пойдут сэкономленные средства? Представитель ведомства сказал, что напрямую отдать их нуждающимся театрам, школам и музеям нельзя,
Прецедент
На откуп
В Германии объектом пристального внимания стал министр экономики Карл Теодор цу Гутенберг (ХДС/ХСС). 7 августа 2009 года стало известно, что министр заказал британской адвокатской фирме Linklaters разработку закона, дополняющего действующий закон о кредитной системе. Сумма гонорара до сих пор не озвучена, кроме того, фирма известна тем, что представляет определенные лоббистские круги.
В чем должна быть стратегия министерства культуры?
Марк Захаров, худрук «Ленкома»:
— Как руководитель театра я от слова «тендер» вздрагиваю, как от ужасного заклинания. Да и награда предложена
Елена Образцова, певица, народная артистка СССР:
— Первым делом надо наладить Большой театр. Это достояние всей России. Как можно, чтобы столько времени тянулась стройка? Дальше — нужно подумать о детях. Раньше у них были дома пионеров, кружки. А теперь ребятишки болтаются на улице без дела и присмотра. Нужно, чтобы они приучались кто рисовать, кто писать стихи, кто петь, кто играть на скрипке. Ещё одна проблема: у нас совершенно идиотское законодательство, по которому невозможно выгнать из оперных театров людей, неспособных работать по причине профнепригодности. Я говорила об этом с советниками президента России. Талантливая молодежь не находит работы, уезжает из страны. А та, которая остается, живет впроголодь: мне недавно написала девочка, оперная солистка из Уфы, на её зарплату совершенно невозможно прожить.
Юрий Башмет, альтист, руководитель оркестров «Солисты Москвы» и «Новая Россия»:
— Искать деньги — вот какая основная стратегия. Не забывать культуру. Повышать зарплаты учителям музыкальных школ, потому что это наш будущий уровень на мировой арене. У России есть свой бренд, он завоевывался десятилетиями. Но его надо поддерживать, иначе выйдет, что мы просто используем дивиденды прошлого, заложенного в советское время. У нас прекрасные ростки — как вот те президентские и правительственные гранты, которые дают некоторым коллективам Москвы и Петербурга. Но надо больше давать в провинцию, где тоже есть очень перспективные оркестры. У них условия неизмеримо тяжелее, чем в столицах. Надо в принципе довести зарплаты музыкантов и учителей до европейского уровня, если мы хотим считать себя европейской культурной страной.
Олег Табаков, руководитель МХТ и театра-студии «Табакерка»:
— Ничего более нелепого, чем советы министру, я не знаю. Министр — это человек, поставленный во главе определенной отрасли, чтобы знать, куда двигаться. И я за то, чтобы он обнародовал, в каких направлениях собирается развивать дело. До настоящего момента — так уж, к несчастью, сложилось — позиция министерства по важнейшим вопросам неясна, а по поводу деятельности его в СМИ в основном рассказывали о нелепостях, двусмысленностях, внезапных кадровых решениях, перестановках
Михаил Плетнев, руководитель Российского национального оркестра:
— Даже в Москве нет акустически качественного концертного зала, сделанного для артистов и публики, а не для отмыва денег и добычи хрусталя с мрамором. Нет хорошей нотной библиотеки — ищем ноты Прокофьева и Шостаковича за границей, платя большие деньги. В
И общее пожелание: надо продумать такую систему действий, чтобы Россия и в глазах её собственных граждан, и для внешнего мира не ассоциировалась с криминальным беспределом, с произволом толстосумов и зажравшихся ментов, а воспринималась бы как территория великой культуры.
Владимир Спиваков, скрипач, руководитель «Виртуозов Москвы» и Национального филармонического оркестра, президент Дома музыки:
— Да тут столько тем: До