Зачем стране Минкульт

«Труд» обнаружил прелюбопытнейший тендер на официальном сайте госзакупок: Министерство культуры РФ фактически попросило разъяснить ему направления его же собственной деятельности в 2010–2012 годах. За ответ на этот вопрос ведомство Александра Авдеева было готово выложить 3 миллиона рублей.

Тендер был объявлен 4 сентября. Вскрытие конвертов с заявками от тех, кто пожелает помочь министерству прояснить его задачи, назначили на 6 октября. 9 октября заявки собирались рассмотреть, а 12-го объявить итоги — кому же достанутся 3 млн. рублей.

Конечно, министерство вправе размещать заказы на ту или иную работу — например, инспектирование памятника культуры или проведение акустической экспертизы концертного зала. Но никогда раньше не было такого, чтобы главное культурное ведомство страны просило какую-либо стороннюю организацию или лиц разработать за него документ стратегического значения. Тем самым, по сути, признав, что министерство (в котором, кстати, служат несколько сотен человек) не располагает достаточно компетентными специалистами в области, где оно по определению должно быть лидером.

Даже если допустить, что государственный орган решил заказать на стороне серьезную методическую разработку, это обычно обходится максимум в 1 млн. рублей. «Труд» провел расследование, о результатах которого читайте в рубрике «Главная тема».

На звонок «Труда» ответил сотрудник министерства, пожелавший остаться неназванным. По его словам, речь идет о большом, до 400 страниц, документе, но это скорее не стратегия, а отчет о деятельности министерства.

Подобные отчеты составляются каждый год, и писали их действительно сами министерские сотрудники. Стратегия у министерства уже есть, она разработана до 2015 года, а скоро приступят к составлению планов до 2020-го. К сторонним же организациям, сказали «Труду», было решено обратиться потому, что ведомство недавно в очередной раз поменяло структуру — из Министерства культуры и массовых коммуникаций оно превратилось в Министерство культуры, в нем появились новые подразделения, и нужен свежий взгляд на их функции в решении насущных проблем.

«Труд» решил помочь министерству со свежим взглядом на его работу и опросил ведущих деятелей культуры: какие проблемы они считают самыми наболевшими и как предлагают их решать. Этот опрос мы сегодня публикуем. Разумеется, не за 3 миллиона, а совершенно бесплатно.

Через несколько часов после первого звонка в министерство мы позвонили туда вторично. И неожиданно услышали, что ведомство снимает свою заявку с сайта госзакупок. Нам объяснили: сроки поджимают, документ надо представлять в правительственную рабочую комиссию, куда входят сотрудники Минфина, Минэкономразвития и других ведомств. Причем представлять не в конце года (как сказали «Труду» в первом разговоре), а не позже пятницы-понедельника. И доклад уже подготовили своими силами, без дорогостоящей сторонней помощи.

В этом заявлении есть масса симптоматичных противоречий. Неделю назад только на тендер отводилось более месяца, а сам документ требовался лишь к концу года, и основным его предполагаемым достоинством был пристальный и свежий сторонний взгляд. Теперь же документ потребовался срочно, а взгляд со стороны уступил место внутренним и, вероятно, беглым оценкам.

Но, так или иначе, министерство под пристальным вниманием «Труда» и привлеченных им экспертов пошло на попятный, отказавшись от солидной денежной траты. На что теперь пойдут сэкономленные средства? Представитель ведомства сказал, что напрямую отдать их нуждающимся театрам, школам и музеям нельзя, т. к. законом о бюджете они определены в соответствующие графы. Но руководство Минкульта вправе поставить вопрос о перенаправлении освободившейся суммы. Например, недавно организаторы конкурса имени Чайковского пожаловались — им как раз не хватает 3 миллионов:

Прецедент

На откуп

В Германии объектом пристального внимания стал министр экономики Карл Теодор цу Гутенберг (ХДС/ХСС). 7 августа 2009 года стало известно, что министр заказал британской адвокатской фирме Linklaters разработку закона, дополняющего действующий закон о кредитной системе. Сумма гонорара до сих пор не озвучена, кроме того, фирма известна тем, что представляет определенные лоббистские круги.

В чем должна быть стратегия министерства культуры?

Марк Захаров, худрук «Ленкома»:

— Как руководитель театра я от слова «тендер» вздрагиваю, как от ужасного заклинания. Да и награда предложена какая-то несолидная. Что можно купить на 3 миллиона рублей? Автомобиль средней руки. Если всерьез подумать о задачах министерства, первое, что приходит в голову, — полная опись всех культурных памятников в Москве и крупных старинных городах. Если этого не сделаем, то скоро потеряем наше архитектурное наследие. Что ещё? Обязательно нужно поднимать зарплаты работникам библиотек и музеев в периферийных городах. Но, если честно, я не очень-то верю, что Минкульт с этим тендером на разработку собственной стратегии сильно преуспеет. Есть такая формула в социологических опросах — «скорее не верю». Хотя попытки, конечно, делать надо. Ведь потом будет Божий суд, и с совестью надо быть в хороших отношениях.

Елена Образцова, певица, народная артистка СССР:

— Первым делом надо наладить Большой театр. Это достояние всей России. Как можно, чтобы столько времени тянулась стройка? Дальше — нужно подумать о детях. Раньше у них были дома пионеров, кружки. А теперь ребятишки болтаются на улице без дела и присмотра. Нужно, чтобы они приучались кто рисовать, кто писать стихи, кто петь, кто играть на скрипке. Ещё одна проблема: у нас совершенно идиотское законодательство, по которому невозможно выгнать из оперных театров людей, неспособных работать по причине профнепригодности. Я говорила об этом с советниками президента России. Талантливая молодежь не находит работы, уезжает из страны. А та, которая остается, живет впроголодь: мне недавно написала девочка, оперная солистка из Уфы, на её зарплату совершенно невозможно прожить.

Юрий Башмет, альтист, руководитель оркестров «Солисты Москвы» и «Новая Россия»:

— Искать деньги — вот какая основная стратегия. Не забывать культуру. Повышать зарплаты учителям музыкальных школ, потому что это наш будущий уровень на мировой арене. У России есть свой бренд, он завоевывался десятилетиями. Но его надо поддерживать, иначе выйдет, что мы просто используем дивиденды прошлого, заложенного в советское время. У нас прекрасные ростки — как вот те президентские и правительственные гранты, которые дают некоторым коллективам Москвы и Петербурга. Но надо больше давать в провинцию, где тоже есть очень перспективные оркестры. У них условия неизмеримо тяжелее, чем в столицах. Надо в принципе довести зарплаты музыкантов и учителей до европейского уровня, если мы хотим считать себя европейской культурной страной.

Олег Табаков, руководитель МХТ и театра-студии «Табакерка»:

— Ничего более нелепого, чем советы министру, я не знаю. Министр — это человек, поставленный во главе определенной отрасли, чтобы знать, куда двигаться. И я за то, чтобы он обнародовал, в каких направлениях собирается развивать дело. До настоящего момента — так уж, к несчастью, сложилось — позиция министерства по важнейшим вопросам неясна, а по поводу деятельности его в СМИ в основном рассказывали о нелепостях, двусмысленностях, внезапных кадровых решениях, перестановках и т. д. Только после этого у меня — 74-летнего человека, который 52 года работает в избранном ремесле довольно стабильно, так осторожно назовем, да? — будет право сказать, что я думаю по этому поводу. А конкретные мысли о том, что делать, у меня есть.

Михаил Плетнев, руководитель Российского национального оркестра:

— Даже в Москве нет акустически качественного концертного зала, сделанного для артистов и публики, а не для отмыва денег и добычи хрусталя с мрамором. Нет хорошей нотной библиотеки — ищем ноты Прокофьева и Шостаковича за границей, платя большие деньги. В каком-нибудь нью-йоркском магазине партитура «Кармен» стоит 30 долларов, но, когда мы пытаемся заказать ноты отсюда, потому что в Москве их нет, траты возрастают многократно. Я говорил об этом год назад на Президентском совете, но пока не вижу изменений.

И общее пожелание: надо продумать такую систему действий, чтобы Россия и в глазах её собственных граждан, и для внешнего мира не ассоциировалась с криминальным беспределом, с произволом толстосумов и зажравшихся ментов, а воспринималась бы как территория великой культуры.

Владимир Спиваков, скрипач, руководитель «Виртуозов Москвы» и Национального филармонического оркестра, президент Дома музыки:

— Да тут столько тем: До 12-го года, боюсь, ни Министерству культуры, ни тем, кого оно привлекает за 3 миллиона в советчики, не справиться. Это и приведение в порядок даже того, что есть. Я уже не говорю о постройках нового. Это и улучшение оплаты труда всем, оркестрам и педагогам особенно. Это и приглашение выдающихся мировых артистов на мастер-классы к нам, и посылка наших студентов за границу. Я не считаю себя вправе что-либо советовать Министерству культуры. У меня самого до 12-го года план жизни есть. Если Господь даст силы и здоровья, надеюсь выполнить. Это гастроли, поддержка молодых талантов, Дом музыки, Национальный филармонический оркестр, фонд поддержки талантливых детей.