Вчера в правительстве Москвы был представлен проект развития московского метро до 2015 года. Предложено расширить подземку за семь лет на 68 километров. Это будет сделано за счет удлинения действующих веток, а также строительства двух новых линий - Солнцевской (от "Парка Победы") и Второй кольцевой (ее начнут строить от "Делового центра"). Всего на схеме подземки появится 16 новых станций.
Особое место занимают долгострои. В планах возобновить строительство всех ранее "замороженных" станций метро (например, "Спартак", "Митино", "Братеево") которые стали возводить еще в 90-х годах, но потом приостановили стройку. Сегодня на содержание одного такого объекта (даже если на нем не идут работы) уходит более 500 тысяч рублей в год.
На реализацию проекта необходимо около 600 миллиардов рублей. Средства выделят из городского и федерального бюджетов. В первые два года (2010-2011) 80% затрат на себя возьмут столичные власти, остальные (20%) - федералы. В последующие четыре года (2012-2015) нагрузка будет равномерной: по 50% из каждой казны. Всего за семь лет город выделит на развитие московского метро 342 миллиарда рублей, федеральный центр - 247,6 миллиарда. Как заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, кризис не должен остановить развитие столичного метро.
Есть в плане и нововведения. Так, на неглубоких станциях хотят отказаться от эскалаторов и заменить их лифтами-подъемниками. Это будет особенно удобно для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
При этом экономить средства власти намерены на внешнем облике новых станций. Как сообщили в пресс-службе Московского метрополитена, в них будет меньше отделки. Это не значит, что станции будут одинаковыми. В центре убранство будет побогаче, материалы - подороже, в отделке, как и в лучшие времена, будут использовать мрамор и мозаику. Разве что откажутся от некоторых особенно дорогих элементов - например, скульптур и масштабных барельефов. А станции на окраинах будут похожи на европейские, то есть практически без оформления. Это не значит, что их будут "шлепать под копирку" - в Метрогипротрансе для каждой разработают отдельный проект. Экономия на дизайне позволит снизить затраты примерно на 1 миллиард рублей по каждому объекту.
Куда приедут поезда
В 2009 году откроется пять станций метро. Три на Арбатско-покровской ветке - "Мякининская", "Волоколамская", "Митино". Еще две появятся вверху Люблинской линии - "Достоевская" и "Марьина Роща". В 2010 году ветку продлят также вниз на три станции ("Борисово", "Шипиловская", "Зябликово"). Здесь станция "Зябликово" будет соединяться с Замоскворецкой веткой (станция "Красногвардейская").
К 2015 году продлят Замоскворецкую линию (откроют станцию "Братеево"). Длиннее на две станции станет Калининская ветка - построят "Новокосино" и "Кожухово". Также планируется продлить Калининскую линию от станции "Третьяковская" - здесь появится новая станция "Остоженка".
Внизу Таганской линии появится "Жулебино". Откроются станции "Технопарк" (между "Автозаводской" и "Коломенской"), "Спартак" (между "Щукинской" и "Тушинской"), "Суворовская" (на пересечении Люблинской ветки с кольцевой).
До 2015 года будет построена также новая ветка - Солнцевская, начинающаяся в Международном деловом центре "Москва-сити". Далее она пройдет через станцию "Парк Победы", а потом - в районы Солнцево и Новопеределкино (здесь будут построены одноименные станции).
За семь ближайших лет построят часть третьего пересадочного кольца (на западе столицы). Она будет начинаться от станции "Деловой центр", далее пройдет через новую станцию (пока без названия) на Ходынском поле, соединится с Таганско-Краснопресненской линией (станция "Полежаевская"), потом с Замоскворецкой веткой (станция "Динамо") и Серпуховско-Тимирязевской (станция "Савеловская").
Цифры
5 станций
откроется в метрополитене к концу года
18 новых
станций откроется в Московском метрополитене к 2015 году
2 ветки
(к существующим 12) появятся на карте столичного метро
68 км
подземки проложат за семь лет
600 миллиардов
рублей потратят на развитие столичной подземки за семь ближайших лет
Заграница
Никакой красоты
Станции метрополитена во всем мире проигрывают по красоте и пышности декора московскому метро. Не зря по столичной подземке устраивают экскурсии для иностранных туристов.Так, метрополитен американского Нью-Йорка больше напоминает подземные катакомбы или подвал: низкие потолки, обшарпанные серые стены, узкие переходы.
В Парижском метро глаз не радуют ни скульптуры, ни мозаика - станции одинаково просто оформлены деревом, плиткой или стеклом.
Станции метро в испанской Барселоне также оформлены очень минималистично, лишь изредка можно встретить изыски в виде настенного панно или небольшой скромной мозаики.
Кроме того, довольно часто в оформлении станций метро Барселоны используются недорогие материалы - например, пластик.
В метрополитене китайского Пекина и стены, и пол чаще всего выложены монотонной недорогой плиткой неярких расцветок. Элементом декора служат только множественные щиты с яркой рекламой на стенах.