Экологи из общенациональной Ассоциации генетической безопасности требуют ввести мораторий на генно-модифицированную продукцию. По их сведениям, правительство дает выращиванию ГМО в России зеленый свет.
Елена Шаройкина, директор общенациональной Ассоциации генетической безопасности
— Год назад мы начали кампанию по сбору подписей граждан под обращением к президенту РФ за объявление России зоной, свободной от генетически модифицированных организмов. Это подразумевает введение моратория на высевание ГМО в России, запрет на использование в детском питании трансгенных линий, разрешенных в России, обеспечение обязательной маркировки продуктов питания, содержащих ГМО. Эта кампания основывается на принципе предосторожности: пока безопасность ГМО не доказана, людям рано предлагать такие продукты питания, а контроль за распространением должен быть жестким. Необходимо проводить независимые исследования.
Денис Волков, эксперт Левада-центра
— В январе мы проводили опросы по ГМО. Эта тема плавно уходит: если в 2011 году о ГМО слышали 76% населения, то сейчас — 62%. Отрицательное отношение у 88% граждан. 78% не стали бы покупать продукты с ГМО. А 92% важно наличие соответствующей маркировки. О чем говорят эти цифры? Большинство наших сограждан не доверяют ГМО. Но, думаю, здесь работает фактор предубеждения. В конечном счете почти для всех важнее цены, чем качество еды. Вопросы здоровья больше волнуют жителей крупных городов и других более или менее обеспеченных регионов.
Надежда Тышко, кандидат медицинских наук, сотрудник НИИ питания РАМН
— Научных данных об опасности ГМО нет. ГМО выращивают с 90-х. За этот срок негативных эффектов не выявлено. Если мы обычную картошку съедим с кожурой, то пустим в организм опасные вещества. Картошку надо готовить. То же самое и с ГМО: без экспертиз ГМ-продукты никто не пропустит к людям. Противники ГМО умалчивают о многочисленных проверках генно-модифицированной продукции, прежде чем та попадает на прилавки. Между прочим, традиционную пищу нередко облучают, чтобы овощи и фрукты были крупнее. Подобные меры опаснее более деликатного генного подхода. Но об этом мало кто думает и знает. ГМО — единственный путь для увеличения объема производства пищи на ограниченных площадях.
Михаил Решетнев, водитель
— Я не хочу есть ГМО, но кто меня спросит? Потому стараюсь питаться продуктами с грядки. Сейчас сажаю рассаду баклажанов, скоро займусь помидорами. Не всем удобно держать огород, но выращенному своими руками и веры больше.