- До последнего вы не сообщали, кто вместе с вами выступит на вечере, посвященном столетию знаменитых "Русских сезонов" и его звездам Павловой и Нижинскому. Так трудно было рекрутировать единомышленников?
- Трудность в том, что наша профессия очень травматичная, чреватая неприятными сюрпризами. Например, несколько дней назад одному из солистов Мариинского театра пришлось срочно делать операцию, а нам - искать замену. Спасибо нашему коллеге Александру Климову - выручил. Но главное, я и в прошлом году, когда подбирала себе партнеров, и в этом хотела быть на сцене только с теми, кто лично мне нравится как артист, чье творчество меня увлекает. Таков Дмитрий Гуданов из Большого театра. Когда год назад в нашем гала он исполнял миниатюру из балета Ратманского "Сны о Японии", я убедилась: это танцовщик совершенно незаурядный. То же самое могу сказать о примах-балеринах Большого Марии Александровой и Марианне Рыжкиной. А с другой стороны - о моих друзьях-петербуржцах Владимире Шклярове, Евгении Образцовой, Екатерине Осмолкиной, Антоне Пломе:
- С наступлением определенного возраста многие танцовщики переходят с классики на иной, технически менее трудный вид танца. Вот Николай Цискаридзе говорит, что уже третий год постепенно сворачивает классическую часть своего репертуара...
- Нет, для меня классика - это высота вкуса, гарантия хорошей формы. Если угодно, это эстетическое здоровье, поэтому сворачивать ее не собираюсь, пока хватает сил. И, конечно, придавая большое значение проектам вроде сегодняшнего гала, я все-таки основное профессиональное время, энергию и здоровье расходую на постановочную работу, репертуарные спектакли и гастроли Мариинского театра.
- Ставится ли в театре что-то лично для вас?
- Сейчас Алексей Ратманский ставит "Конька-Горбунка". Работа очень интенсивная, его имя на доске расписания упоминается чаще всех других. Но не могу утверждать, что спектакль ставится для меня лично. Он ставится, если можно так сказать, лично для Мариинского театра. В подготовительной работе участвуют многие балерины, окончательный кастинг мы еще не прошли.
- А если продолжать о проектах за пределами Мариинского - не предлагали вам при вашей фотогеничности, допустим, съемку для известного проекта "Реинкарнация", где современные артисты предстают в облике знаменитых людей прошлого?
- Как раз сейчас такое предложение поступило. Думаю над ним.
- И в каком образе предстанете? Может быть, в образе Анны Павловой?
- Безусловно, Павлова - великая личность, которая изменила само представление о балете. У нас есть определенные стереотипы: допустим, при словах "русский балет" мы обязательно представляем себе пуанты, тунику, образ Лебедя: А балетное искусство куда шире, и Павлова это доказала. Ее когда-то считали слишком худой, субтильной на фоне пухленьких балерин того времени. Но посмотрите на фотографии: какая фантастическая грациозность и одухотворенность! С другой стороны, история балета - это не только Павлова. Ведь наша сценическая деятельность заканчивается очень быстро. И человек вполне жив, здоров, он передает свой опыт молодежи, но его искусство - уже история. Для меня такая история - это, например, Екатерина Максимова: она легендарная личность. Это Марина Семенова, Майя Плисецкая, Галина Сергеевна Уланова: Да нет, великих женщин так много, что не хватит вашей газетной страницы. (Смеется.) Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу о реинкарнации, я и нахожусь в раздумьях.
- Ну а что скажете о вашей знаменитой коллеге по Мариинскому театру, певице Анне Нетребко? Кстати, вы с ней одни из тех немногих звезд, что не побоялись сочетать артистическую карьеру с материнством. У вас есть дочка...
- Аню, которая в сентябре родила сына, от всей души поздравляю. Скажу честно, была потрясена ее мужеством. Для меня подобное было бы риском: я сама видела, как на шестом месяце беременности она участвовала в значительнейшем гала-концерте Мариинского театра, причем не только пела, но перед сольным выступлением еще и танцевала какой-то фантастически быстрый танец, не боясь сбить дыхание! Спасибо, что вспомнили о моей дочери. У нас, слава богу, все хорошо, мы растем, как все.
- Маше почти семь - наверное, уже танцует?
- В том, что касается будущего детей, я считаю, роль родителей - прежде всего дать ребенку попробовать множество вариантов, а уж потом пусть сам выберет. Так что насильно привлекать дочь к балетному искусству я не буду.
- Ну а у вас самой есть какие-то амплуа в жизни, которые вы пока не освоили, а хотелось бы?
- Например, сесть за руль. Я очень этого хотела, три дня занималась, но дальше работа закрутила, ни времени, ни сил на обучение не оставалось. А поскольку я довольно рассеянна, мне нужно много уроков, чтобы все хорошенько освоить, иначе, не дай бог, можно нанести кому-нибудь вред своей неумелостью. Но машину люблю и когда-нибудь надеюсь эту мечту осуществить.
Выбор
Лучшие фильмы с участием Ульяны Лопаткиной на DVD
"Лебединое озеро" (2006)
Самый репертуарный балетный спектакль в мире в исполнении блестящей труппы Мариинского театра. Снят Би-би-си, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев.
Ulyana Lopatkina. Variation Lesson (2007)
Урок балета. Ульяна Лопаткина делится секретами создания образов Раймонды, Никии, Умирающего лебедя, рассказывает о себе, дочке, работе.
Фестиваль Ханса ван Манена (2007)
На 75-летии знаменитого хореографа Ханса ван Манена Ульяна Лопаткина и другие звезды танцевали номера под разную музыку - от Бетховена до Пьяццоллы.