ВИРТУАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Накануне мы провели день в кемпинге под городом Тиверия, что у юго-западной оконечности Кинерета (Тивериадского озера). Противоположный берег - Голаны. Они балконом нависают над озером и всем прилегающим районом Северного Израиля. Мне доводилось бывать там до войны 1967 года, и помню, как просматривались оттуда Тиверия, поселки, трактора на полях и машины на дорогах.
Сейчас мне снова предстоит оказаться на Голанских высотах, увидеть, что стало после того, как в 1967 и 1973 годах по ним прокатилась война. Проехали вдоль озера на север, повернули направо, миновали мост через Иордан - неказистую речушку с заросшими кустарником берегами. По хорошей дороге быстро добрались до смотровой площадки неподалеку от линии разграничения израильских и сирийских войск.
На двух железных столбах прикреплен белый лист жести. На нем по-английски разъясняется, что мы стоим "на восточном склоне горы Авиталь", что перед нами - город Эль-Кунейтра (разграничение прошло по его окраине), что к югу и северу простирается череда потухших вулканов, и утверждается, что "здесь лежит естественная граница между Сирией и Израилем".
Не знаю, какое израильское учреждение сочинило эту надпись, явно рассчитанную на не слишком сведущих в ситуации туристов. А все видится спокойным до безмятежности - яблоневые сады, виноградники, молочные фермы, благоустроенные поселки. С 31 мая 1974 года, когда было подписано соглашение о разводе войск, на Голанских высотах не прозвучало ни одного выстрела. Но дается это не просто так: создана довольно широкая буферная зона, патрулируемая миротворцами ООН, далее идут 10-километровые зоны ограничения войск и вооружений - по 600 военнослужащих, 75 танков и 35 артиллерийских орудий с каждой стороны.
После войны 1967 года и особенно с тех пор, как в 1981 году кнессет распространил на Голанские высоты действие израильских законов, здесь обосновались более 17 тысяч израильтян. И хотя многие занялись здесь совершенно незнакомым ранее делом, добились немалого. Местные фермы дают миллионы литров молока и тонны фруктов. У подножия горы Хермон создан крупный горнолыжный курорт.
Налажено производство виноградных вин, уже завоевавших призы на конкурсах в Европе и Америке. Делают их по-калифорнийски - ускоренным методом. Кстати, о Калифорнии напоминает и расположенное неподалеку от винодельческого предприятия "Голан хайтс вайнери" самое крупное на высотах израильское поселение Кацрин - чистенький, ухоженный городок. Многие здесь говорят по-английски с американским акцентом. Есть, впрочем, в Кацрине выходцы из СНГ - сказывается наличие более дешевого, чем непосредственно в Израиле, жилья.
Мы зашли в местный информационный центр, где работает "комитет жителей Голан". Его сотрудники с готовностью выдали нам красочные буклеты, прославляющие достижения поселенцев за 30 с лишним лет и подчеркивающие стратегическую важность Голанских высот (30 процентов водоснабжения Израиля зависит от местных водных источников). В городском музее экскурсовод по-русски рассказывала об археологических находках времен библейских царей.
Можно было бы только порадоваться тому, как устроились израильские новоселы, если бы не сознание того, что их благополучие и сами эти поселки стоят хотя и на каменистом грунте, но на деле - на зыбкой почве нерешенного конфликта. Ни одна страна не признает израильскую юрисдикцию над этой территорией. Сирия никогда не откажется от своей земли. Военное противостояние на Голанах не может длиться вечно. Так или иначе и до них дойдет очередь при урегулировании по принципу "земля в обмен на безопасный мир". Много лет назад, после Кэмп-Дэвида, израильским поселенцам пришлось покинуть египетский Синай. Правительство Израиля при содействии США выплатило им солидную компенсацию. В какой-то форме это, видимо, ожидает и 17 тысяч поселенцев, обосновавшихся на Голанах. Тель-Авив неофициально уже предъявил Вашингтону счет на 18 млрд. долларов. Подождем результатов сирийского-израильских переговоров под Вашингтоном.
Анатолий Репин, спец. корр. "Труда".
Кацрин - Тель-Авив - Москва.
КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА ГОЛАН
Автобус долго петляет по узкой дороге. Наконец он вползает на небольшую площадку. Дальше пути нет. Впереди- крутой обрыв, а за ним, на другой стороне долины, разбросаны по склонам горы Джебель аш Шейх дома деревни Мадждаль-Шамс. До нее совсем близко, метров шестьсот. Хорошо видим машины и людей. Только вот попасть в эту сирийскую деревню невозможно: она находится в той части Голанских высот, что с 1967 года оккупирована Израилем. Нас разделяет не только долина, но и изгородь колючей проволоки.
Голаны, одна из провинций Сирии, лежит южнее Дамаска, там, где сходятся границы Ливана, Израиля и Иордании. Когда-то там жило свыше 150 тысяч сирийцев - крестьяне, ремесленники, торговцы. Наступавшие в июне 1967 года израильские войска изгнали отсюда практически все население, уничтожили все деревни, кроме пяти, куда раньше них вошли войска ООН. Беженцев расселили в других районах Сирии. Вместе с теми, кто родился с тех пор, их уже полмиллиона. Люди эти не бедствуют - об этом позаботилось сирийское правительство. Но они имеют полное право вернуться в родные места - и мечтают об этом.
Сильный осенний ветер сбивает с ног. Осторожно спускаемся чуть ниже по склону долины и встречаем там пятерых пожилых сирийцев. В руках у них мегафоны. А за колючей проволокой, на краю деревни Мадждаль-Шамс, тоже группа людей. И тоже с мегафонами. "Я родилась вон там, - показывает рукой на крепкий каменный дом немолодая женщина по имени Сальха Махмуд. На груди у нее бинокль. - В Мадждаль-Шамсе живут мои сестры. Только так, - переговариваясь с помощью мегафона, и можно узнать, живы ли, здоровы".
На окраине города Эль-Кунейтра, столицы провинции, есть контрольно-пропускной пункт. Метрах в ста за шлагбаумом развевается израильский флаг. Надпись на воротах гласит: "Добро пожаловать в Израиль!" Но КПП обслуживает только наблюдателей ООН. С сирийской стороны это поляки и австрийцы, с другой - финны и канадцы.
А с этой стороны шлагбаума - развалины Кунейтры. Уходя, израильтяне уничтожили бульдозерами и динамитом практически весь 50-тысячный город. Генеральная Ассамблея ООН осудила тогда эту чрезвычайно жестокую акцию. Мы спросили пресс-секретаря провинции Голаны Мухаммеда Али, почему не восстанавливают город. "Да потому, - ответил он, - что мы все еще находимся в состоянии войны с Израилем, а линия прекращения огня, как вы видели, проходит по окраине Кунейтры и окружает город с трех сторон. Как только израильтяне уйдут с Голан, сразу начнем восстановительные работы". Впрочем, часть Кунейтры оставят такой, какова она сейчас: пусть ее развалины будут памятником войны.
Начавшиеся после Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку 1991 года переговоры между Сирией и Израилем были близки к завершению, когда в ноябре 1995 года от пуль экстремиста погиб один из их инициаторов - израильский премьер Ицхак Рабин. Вскоре после этого переговоры приостановились. "Рабин обещал вывести войска с Голанских высот, - сказал нам в Дамаске министр информации Сирии Мухаммед Сальман.- Переговоры были завершены на 80 процентов. Осталось договориться об организации системы безопасности на границе и по некоторым другим вопросам".
В середине декабря сирийско-израильские переговоры возобновились. Их следующий тур начался 3 января в Вашингтоне. В Дамаске считают, что в наступившем году они будут завершены и Голаны будут возвращены Сирии.
Владимир Беляков, соб. корр. "Труда".
Кунейтра - Каир.