С таким заявлением выступила Федеральная антимонопольная служба. «Труд» выяснил, что произойдет с ценами, если производители прекратят указывать на товаре его максимальную стоимость.
Внимание антимонопольщиков привлек йогурт, на котором значилась рекомендованная цена товара — 20 рублей. Не дороже этой стоимости продукт следует предлагать покупателям. Её установил сам производитель. ФАС заявила, что это ограничивает конкуренцию.
«Продавцы вынуждены ориентироваться на рекомендованную цену, в то время как у них могут быть собственные представления о затратах и прибыли», — рассказал «Труду» сотрудник ФАС Теймураз Харитонашвили.
Антимонопольщики ссылаются на закон «О защите конкуренции» (часть 3 статья 11), где указано, что производителю, который по собственному желанию указал на упаковке цену на товар, грозит штраф (до 15% от выручки). «Это касается всех видов товаров, в том числе продуктов, бытовой техники и других. Исключение — только табак, так как здесь рекомендованная цена предусмотрена законом», — отметил Харитонашвили.
Сегодня практика, когда производители указывают на товаре допустимую стоимость, широко распространена. Надпись «рекомендованная цена» встречается на продуктах, бытовой химии, технике, печатных изданиях
«Производители указывают на товаре рекомендованную цену в качестве
Однако решение антимонопольщиков может отразиться на розничной стоимости товаров. Ведь запрет для производителей на указание предельной стоимости товара приведет к тому, что цены вырастут, уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «Продавцов просто ничего не будет сдерживать», — заключил эксперт.
Мнение
Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:
— Производители указывают на товаре рекомендованную цену в качестве
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
— Рекомендованная цена, указанная производителями на упаковке, не является обязательной для продавцов. Надпись, на которой значится максимальная стоимость, носит скорее психологический характер. Человек берет в руки пакет порошка, на нем написано — 35 рублей, а на ценнике — уже 40. Это вызовет недоверие к продавцу. Поэтому магазины все же стараются ориентироваться на рекомендованные цены. А если таких надписей не будет, то это обеспечит полную свободу для торговцев. Они смогут делать какую угодно наценку.