Ценам дали волю

Надпись на упаковке «рекомендованная цена» незаконна

С таким заявлением выступила Федеральная антимонопольная служба. «Труд» выяснил, что произойдет с ценами, если производители прекратят указывать на товаре его максимальную стоимость.

Внимание антимонопольщиков привлек йогурт, на котором значилась рекомендованная цена товара — 20 рублей. Не дороже этой стоимости продукт следует предлагать покупателям. Её установил сам производитель. ФАС заявила, что это ограничивает конкуренцию.

«Продавцы вынуждены ориентироваться на рекомендованную цену, в то время как у них могут быть собственные представления о затратах и прибыли», — рассказал «Труду» сотрудник ФАС Теймураз Харитонашвили.

Антимонопольщики ссылаются на закон «О защите конкуренции» (часть 3 статья 11), где указано, что производителю, который по собственному желанию указал на упаковке цену на товар, грозит штраф (до 15% от выручки). «Это касается всех видов товаров, в том числе продуктов, бытовой техники и других. Исключение — только табак, так как здесь рекомендованная цена предусмотрена законом», — отметил Харитонашвили.

Сегодня практика, когда производители указывают на товаре допустимую стоимость, широко распространена. Надпись «рекомендованная цена» встречается на продуктах, бытовой химии, технике, печатных изданиях и т.п.

«Производители указывают на товаре рекомендованную цену в качестве пиар-хода. Таким образом они стремятся привлечь потенциальных покупателей. Хотя всегда следует помнить, что каких-либо принципов, согласно которым формируется допустимая стоимость, нет», — пояснил «Труду» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Если на этикетке товара есть рекомендованная производителем цена, то магазин уже не рискует выставлять его на продажу за принципиально большую сумму. «Представьте: на йогурте указано, что его рекомендованная цена — 20 рублей, но при этом на ценнике значится цифра 25. Тогда покупатель просто пойдет в другой магазин», — говорит Белоновский.

Однако решение антимонопольщиков может отразиться на розничной стоимости товаров. Ведь запрет для производителей на указание предельной стоимости товара приведет к тому, что цены вырастут, уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «Продавцов просто ничего не будет сдерживать», — заключил эксперт.

Мнение

Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:

— Производители указывают на товаре рекомендованную цену в качестве пиар-хода. Таким образом они стремятся привлечь покупателей, которые, как правило, реагируют на подобного рода ходы. Хотя всегда следует помнить, что каких-либо принципов, согласно которым формируется допустимая стоимость, нет. Поэтому рекомендованная цена заметно может отличаться от себестоимости самого товара, так как эти действия производителей продукции не регламентируются. В итоге в разных регионах цена на один и тот же товар может быть разной.

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:

— Рекомендованная цена, указанная производителями на упаковке, не является обязательной для продавцов. Надпись, на которой значится максимальная стоимость, носит скорее психологический характер. Человек берет в руки пакет порошка, на нем написано — 35 рублей, а на ценнике — уже 40. Это вызовет недоверие к продавцу. Поэтому магазины все же стараются ориентироваться на рекомендованные цены. А если таких надписей не будет, то это обеспечит полную свободу для торговцев. Они смогут делать какую угодно наценку.