Можно, конечно, объяснить эти перемены стремлением ведущего разнообразить свою творческую палитру. Но дело, думается, в другом. Недаром Сванидзе в недавнем газетном интервью сказал без обиняков: "Я - "политическое животное" с очень хорошим нюхом". Ясно, что опытный тележурналист почувствовал, откуда ветер дует, и поспешил сделать для себя выводы...
Тут надо сказать об одном обстоятельстве, способном ввести в заблуждение даже самого искушенного знатока ТВ. Приход Олега Добродеева в качестве руководителя РТР был прочитан всеми однозначно. Новый гендиректор государственного ТВ призван воплотить соответствующую взглядам новой власти концепцию вещания. Именно концепцию, а не очередную модель, меняющуюся от сезона к сезону и от одного теленачальника к другому.
За последние месяцы и сам Добродеев, и его соратники не раз заявляли об особых требованиях, которые следует предъявлять к государственному ТВ. О том, что оно не должно гоняться за сверхвысокими рейтингами. Что у него другие, более серьезные критерии - общественной пользы. Но, кажется, Добродееву пока что не удается воплотить в жизнь свои принципы. Не поверите, но в репертуаре государственного канала сегодня можно увидеть гораздо больше низкопробной коммерческой продукции, нежели на любой из частных телекомпаний. К примеру, в будни на РТР идет по восемь (!) "мыльных опер" в день. Ничего подобного нет ни на одном другом канале. А в самое лучшее вечернее время эфир предоставлен разного рода развлекательным передачам. Вопреки ожиданиям РТР не только сохранило в сетке вещания стократно и с разных сторон раскритикованный "Аншлаг", но и добавило к нему немало подобных опусов.
Мало того, государственный канал даже переманивает у конкурентов некоторых столпов телекоммерции. Зрители, конечно, знают, что все последние годы Евгений Петросян со своей "Смехопанорамой" был постоянным персонажем ОРТ. И вдруг его юбилейную программу "Кто же этот Петросян?", занявшую весь пятничный вечер, показало РТР. Если вспомнить, опять же, изрядное количество справедливых нареканий, прозвучавших в последнее время в адрес этой затеи, то нетрудно понять, что госканал, привечая юбиляра, одержал сомнительную победу.
Вообще в развлекательном жанре РТР демонстрирует явно не самый лучший вкус. Это заметно по тому, какие фигуры выбирает канал, сколько времени им отдает, на какое место в сетке вещания их ставит. В воскресенье, например, в лучшее вечернее время нам показали трехчасовой концерт Ирины Аллегровой, а небольшой документальный фильм о Лидии Руслановой, приуроченный к столетию знаменитой русской певицы, вышел в понедельник далеко за полночь. Мне скажут, что Русланову помнят разве что зрители старшего поколения, а Аллегрова - действующая "поп-звезда". Не стану спорить по поводу несопоставимости их нынешних рейтингов. Но государственное ТВ, думаю, тем и отличается от коммерческого, что вершины национальной культуры на нем не должны зависеть от сиюминутной популярности.
Нечто подобное происходит на РТР и с публицистическими жанрами. Тут тоже все самое интересное в сетке вещания оттесняется куда-то на периферию. И это несмотря на то, что Добродеев является горячим поборником и организатором качественной телепублицистики. Можно, скажем, понять, почему на РТР не очень-то жалуют передачи, имеющие уже долгую историю, - например, "Мужчина и женщина". Но почему та же (или почти та же) участь постигла программы этого сезона?
Сильно начал Владимир Молчанов свой цикл "И дольше века..." Однако в сетке РТР он стоит в такое неудобное время, что его может посмотреть ничтожная часть аудитории. Боюсь, у журналиста из-за этого скоро опустятся руки: ну как можно делать передачу, рассчитанную на широкий общественный резонанс, если при всем желании она такого резонанса не получит? А с бывшим "взглядовцем" Александром Политковским дела обстоят еще хуже. Отлученный от канала ТВ-6, где у него было постоянное и неплохое место в сетке вещания, на РТР он просто потерялся, утонув в послеполуночном телерепертуаре.
Незадолго до полуночи в эфире состоялась и премьера цикла Натальи Метлиной "1000 и одна душа", ставшая, пожалуй, самым ярким явлением нового сезона не только РТР, но и всего нашего ТВ. Фильм "Стас" этого цикла обжег пронзительной правдой долго скрываемой от общества трагедии. Метлина рассказала о детской проституции и производстве видеопорнографии. В отличие от иных телепублицистов, способных разве что произносить гневные филиппики, автор без лишних слов отправилась в Питер, сдружилась там с героем своей грустной истории - обаятельным и не по годам мудрым подростком. В общении с этим "тружеником панели" журналистке удалось избежать снисхождения и панибратства, которые в таких случаях обычно сопутствует большинству ее коллег. Прозаизм и откровенность фильма оставили по-настоящему страшное впечатление. Но, бьюсь об заклад, его посмотрело ничтожное меньшинство зрителей, хотя тема, поднятая Метлиной, заслуживает того, чтобы этот фильм увидели все. Отнесись РТР бережнее к своей собственной продукции, уверен, все было бы совершенно по-другому.
Представьте себе, что госканал заранее проанонсировал бы фильм Метлиной, поставил его в самое лучшее вечернее время, пригласил в студию педагогов, медиков, юристов, депутатов, просто родителей. Потом сразу же после показа всерьез обсудил поставленную в нем жгучую проблему. Да еще подключил бы в прямом эфире миллионы людей, провел интерактивный опрос о мерах, которые должно принять общество в борьбе с пороком.
Ну скажите положа руку на сердце, какой был бы рейтинг у такой передачи? Уступила бы она "этому Петросяну" или концерту эстрадной дивы? И, главное, кто бы мог усомниться в том, что это - истинно государственное, живущее нуждами народа ТВ?!