В последнее время российский футбол наполнен событиями, от которых болельщиков бросает то в жар, то в холод. Бунт в питерском «Зените», судейские ошибки, провал наших клубов в Лиге чемпионов, выборы городов, которые примут ЧМ-2018. Об этом наш корреспондент поговорил с Николаем Толстых — новым главой Российского футбольного союза.
— Николай Александрович, одной из самых спорных тем является решение увеличить лимит на легионеров. Вы как к этому относитесь?
— Я на исполкоме РФС голосовал за сохранение прежнего лимита на легионеров: шесть иностранцев плюс пять россиян. Но решение уже состоялось. Сейчас этот вопрос мы обсуждать уже не будем. Хотя в целом, проанализировав итоги сезона, мы к этой теме еще вернемся.
— Многие считают: если ужесточить лимит, то наши клубы в еврокубках останутся заведомыми аутсайдерами?
— Чтобы этого не случилось, следует развивать систему детско-юношеских спортивных школ. Создание сильными футбольными клубами собственных академий, интернатов — полезный опыт, и он достаточно быстро может принести плоды. И уже приносит. В первую очередь в Москве, в Краснодаре, школа Коноплева в Тольятти. Там у молодых талантов есть хорошие перспективы. Тренер ведь не только специалист, обучающий технике, тактике и проводящий физическую подготовку. Он должен воспитывать из ученика патриота и порядочного человека. Мне в свое время посчастливилось общаться с такими выдающимися наставниками, как Качалин, Якушин, Яшин, Бесков. Элемент воспитания в футболе мне представляется очень важным.
— Наши богатые клубы «Спартак» и «Зенит» набрали за два тура Лиги чемпионов 0 очков, а БАТЭ с его грошовым бюджетом — 6. Чем вы объясните это?
— Тем, что на данный момент БАТЭ оказался лучше готов к еврокубковым поединкам. Сейчас я могу только порадоваться за белорусский клуб. Но давайте будем делать выводы по окончании группового этапа. Несомненно, мы постараемся досконально изучить опыт как БАТЭ, так и всего белорусского футбола.
— Говорят, вам удалось улучшить ситуацию с продажей билетов на матч Россия — Португалия, причем в рекордно короткие сроки.
— Есть такое слово «ответственность». Не все в этом вопросе находилось в зоне влияния РФС, но там, где мы могли исправить ситуацию в рамках наших полномочий, мы внесли коррективы в деятельность людей, связанных с продажей билетов. Я дал задания, и лица, ответственные за билеты, предоставили мне необходимые документы. Сразу проконтролировать действия всех наших партнеров не можем. Но заверяю вас, что в дальнейшем все зависящие от РФС вопросы мы будем отрабатывать в интересах болельщиков.
— И все же, как за одни сутки победить мафию спекулянтов?
— Я надеюсь, это лишь первые шаги по нормализации работы в разных аспектах нашего спорта. В дальнейшем мы будем только усиливать спрос с тех, кто в российском футболе работает.
— Победа на чемпионате мира 2018 года, декларированная вашим предшественником, до сих пор остается главной задачей нашего футбола?
— Подготовку к чемпионату мира мы будем координировать с оргкомитетом и Министерством спорта по всем направлениям, в том числе и по части работы со сборной. Но, естественно, главная ответственность за ее выступление лежит на РФС. Уже сегодня мы определяемся с теми футболистами, которые по своему возрасту, потенциалу и другим критериям способны хорошо сыграть на чемпионате мира 2018 года, а также по кандидатуре тренера и его штаба. Для начала игрокам и тренерам необходимо пройти этапы чемпионата мира 2014 года, чемпионата Европы и Олимпийских игр 2016 года. Без такого опыта успех невозможен. В черновиках эта программа была готова еще до моего избрания на пост главы РФС. Ее предстоит доработать и представить на утверждение в Министерство спорта.
— Многие болезненно восприняли исключение очень футбольного города Краснодара из числа городов, принимающих чемпионат мира 2018 года.
— Решение насчет Краснодара принимала комиссия ФИФА. О ее выборе лично я могу только догадываться. Для меня самого это стало довольно неожиданным. Видимо, сыграло роль стремление подключить как можно больше регионов страны. Наличие близкой арены в том же регионе — в Сочи, — задействованной на чемпионате, тоже могло повлиять на выбор. И я уверен, до 2018 года в Сочи появится и сильный клуб.
— В течение года вы проработали в Олимпийском комитете России. Какой опыт он вам принес?
— Тот год оказался богатым на спортивные события. Но полностью из футбола я не выпадал и за это время значительно расширил свой кругозор. Как известно, наши футболисты не участвуют в Олимпиадах аж с 1988 года, и я теперь уже в качестве руководителя РФС особенно остро осознал, насколько необходимо их возвращение на этот праздник спорта. Кроме прочего, это два комплекта разыгрываемых медалей, которые очень пригодились бы в копилке сборной. Наш вид спорта имеет особое значение, хотя я не умаляю значимость других видов. На меня произвели впечатления 10 часов ежедневных тренировок представительниц синхронного плавания и художественной гимнастики. Кроме того, другие виды спорта продемонстрировали, насколько успешным может быть взаимодействие с лучшими иностранными специалистами. Например, опыт сотрудничества с прекрасным тренером по дзюдо Энцо Гамбой можно было бы применить и в футболе.
— Какие события в других видах спорта удивили бывшего футболиста Николая Толстых?
— Ярким образцом может стать ходок Валерий Борчин. Он потерял сознание на дистанции, и, когда медики привели его в чувство, первые слова Валеры были: «Извините, что не дошел». Извинился перед тренером, командой, всеми болельщиками, перед страной. Это не пафосный патриотизм, а громадное чувство ответственности. Во время чествования лучших спортсменов Мордовии на большом экране показали кадры, когда Борчин сходил с дистанции. И более тысячи человек ему стоя аплодировали. А руководство республики поступило мудро, наградив Валеру наравне с чемпионами и призерами Олимпиады. Позже тренер Виктор Чегин мне объяснил, что Бочин видел впереди китайцев и, стремясь скорее сократить разрыв, проскочил мимо пункта питания, в результате организм оказался обезвожен.
— И на фоне Борчина поступок Денисова, наверное, вам показался совсем уж...
— Не следует в таких ситуациях рубить сплеча. Я общался со всеми игроками нашей сборной — они не произвели на меня впечатления людей, которые во главу угла ставят только деньги. И к новой системе премирования — призовые только за успехи — все футболисты отнеслись с одобрением.
А оценивать конфликт Денисова и «Зенита» мне было бы неэтично, так как я не знаю всех подробностей контракта. Такого же мнения придерживается и тренер сборной Фабио Капелло. Мой опыт подсказывает: когда соглашение четко прописано по всем пунктам, то противоречий в дальнейшем, как правило, не возникает. А чтобы футболист заводил разговоры о финансах за три часа до матча, а потом в последний момент отказался выйти на поле — для этого должно произойти нечто очень серьезное. Но, естественно, все мы заинтересованы, чтобы конфликт был исчерпан и игрок сборной получал постоянную практику в своем клубе.