Привычная картина: человек на пляже под зонтом ведет деловую переписку с партнерами или обсуждает с начальством проблему, возникшую в родной фирме. О том, что ситуация эта типичная, убедительно говорит цифра: 61% сотрудников американских компаний продолжают работать даже во время собственного отпуска. Такие данные опубликовала компания TeamViewer в своем последнем исследовании. Российские эксперты уверяют: наши отдыхающие граждане работают еще больше!
Компания TeamViewer опросила более 2 тысяч американцев старше 18 лет, больше половины из них работают на полную ставку. Исследователи хотели узнать, как относятся люди к работе во время отпуска. Оказалось, 61% респондентов планируют и во время отпуска выполнять рабочие задачи. Кто-то считает личным долгом просматривать рабочую почту каждый день независимо от личного графика (38%). Для кого-то вполне нормально выполнять «домашнюю работу» с документами по удаленному доступу (32%). Треть опрошенных считают приемлемым отвечать на рабочие звонки и принимать текстовые сообщения. Самые отчаянные трудоголики (таких примерно 20%) готовы даже прервать свои каникулы, в случае если понадобится выполнять какие-то задания по просьбе начальника, клиента или коллеги.
И это в стране, где бороться за свои права человек учится чуть ли не раньше, чем ходить. Рынок труда диктует свои условия, и после кризиса даже американцы поняли, что иногда лучше смириться с некоторым ущемлением прав (в данном случае узурпатором становится начальник), чем потом обивать пороги биржи труда.
В России подобные исследования долгое время не проводились — видимо, было некогда. Но месяц назад рекрутинговый портал SuperJob провел занимательное исследование, которое показало, что половина россиян готовы запросто «продать» начальству свой отпуск за небольшой бонус. Респонденты признались, что они и так давно не разграничивают личное и рабочее время, поэтому было бы совсем неплохо, если бы за это платили.
Эксперты кадрового рынка подтверждают: россияне работают много даже в сравнении с западными коллегами. Однако это никак не связано с национальными особенностями. «Желание сотрудника работать сверхурочно зависит и от его личных качеств (карьерных амбиций), и от уровня позиции, которую он занимает. На серьезных позициях люди работают 100% времени. Первое, что делает топ-менеджер, проснувшись, — как правило, смотрит отчет по продажам за предыдущий день, — говорит руководитель кадровой службы сети магазинов Primorosso Руслан ИЛЬЯСОВ. — Еще 10-15 лет назад Россия не была в числе первых по количеству рабочих часов в неделю. Помнится, тогда нас опережала даже Венгрия, где работали 60 часов в неделю. Но это было другое время, тогда еще не было серьезных компаний такого уровня, как сейчас, только-только появлялись на нашем рынке западные корпорации. А сейчас в российских компаниях люди работают даже больше, чем в западных представительствах. Это не всегда повод для гордости. Наши начальники порой относятся к сотрудникам как к рабам».
Добавим, что проблемы с переработками в большинстве случаев возникают не из-за дурного характера руководителя, а из-за банального неумения эффективно организовать работу.
«В тех компаниях, где бизнес-процессы структурированы или как минимум прописаны ключевые показатели эффективности, нет необходимости требовать от подчиненных активности во время отпуска и выходных дней. Сотрудник, опираясь на KPI, может планировать время на отдых полноценно, без рисков и потерь, — говорит руководитель комитета по развитию рынка труда НП „Эксперты рынка труда“ Наталья ГАЛУЗИНСКАЯ. — Однако во многих российских организациях (особенно в государственных) характерными особенностями внутриорганизационной архитектуры являются реактивный подход в оперативной деятельности, безграмотный подбор персонала, отсутствие подвижной, мотивирующей части заработной платы, выплата заработной платы в конверте и т. д. Поэтому потребность работать в отпускной период и выходные дни возникает естественным путем как результат отсутствия научной организации труда и несоблюдения большим количеством работодателей российского законодательства».