Главная Культура 16:07 09 Июня 2012 4639
Владимир Андреев: «Я угадываю людей по глазам»
Знаменитый режиссер – об актерской молодежи, о своей склонности к грусти и о том, почему оставил руководство театром имени Ермоловой
Анжелика Заозерская

Ровно 40 лет назад режиссер и актер Владимир Андреев начал педагогическую деятельность. Его ученики – звезды театра и кино Елена Яковлева, Виктор Раков, Евгений Каменькович, Кристина Орбакайте и многие другие. «Труду» Владимир Алексеевич рассказал о том, как собирается обновить работу с будущими актерами, которых летом наберет на свой курс в ГИТИСе, и о том, почему передал руководство Московским театром имени Марии Ермоловой Олегу Меньшикову, который не был его учеником.

– Владимир Алексеевич, чтобы расставить все точки над i, начнем с вашего недавнего сенсационного поступка, который еще долго будут обсуждать, выискивая в нем тайные смыслы. В России мало кто добровольно отдает власть, тем более что ваше многолетнее руководство театром имени Марии Ермоловой никогда не омрачалось резкой критикой и нареканиями в ваш адрес. Все было так прочно, что даже не верилось: неужели так благополучно могут идти дела в нашем-то театре?

– Люди зачастую относятся к искренним проявлениям едва ли не враждебно, с полупрезрением… Вот строки моего любимого поэта Давида Самойлова: «И начинает уставать вода. И это означает близость снега. Вода устала быть ручьями, быть дождем, по корню подниматься, падать с неба. Вода устала петь, устала течь, сиять, струиться и переливаться. Ей хочется утратить речь, залечь. И там, где залегла, там оставаться…» Правда, Самойлов еще и другое написал: «О, как я поздно понял – зачем я существую, зачем гоняет сердце по жилам кровь живую, и что порой напрасно давал страстям увлечься, и что нельзя беречься, и что нельзя беречься». Так вот эти два, казалось бы, противоположных стихотворения, во мне живут и направляют меня к тем или иным действиям. Если же говорить языком прозы, то я почувствовал, что есть вещи, которые уже не сделаю. Помню, в Филадельфии меня поразили слова на Колоколе Свободы (колокол, звон которого 8 июля 1776 года созвал жителей на оглашение Декларации независимости. – «Труд»): «Боже, дай мне разумение понять то, что я не могу осуществить, и дай мне силы осуществить то, что я могу и должен осуществить». Между прочим, я и раньше пытался пригласить в театр человека, который был бы моложе меня, но по духу в чем-то похож на меня, возможно, талантливее меня, а главное – не дал бы разрушить театр. За годы долгой жизни я много раз видел, как хотели «разрушить до основания», и к чему это часто приводило. Поэтому для меня было важно – пригласить руководить театром имени Марии Ермоловой человека, который возьмет все лучшее, что здесь есть, поборется с тем не лучшим, с чем я не смог бороться...Признаюсь, я долго приглядывался к молодому, энергичному, талантливому, деятельному, прекрасному в своих актерских работах Олегу Меньшикову. Как мне кажется, Олег Евгеньевич может быть жестким, но не жестоким, а самое главное – он человек идей и принципов. К тому же я советовался с людьми в театре, которые знали Меньшикова, когда он играл на ермоловской сцене.  Все говорили и говорят о нем хорошо... До этого как о будущем руководителе я думал о режиссере Сергее Голомазове, но к тому времени он уже стал руководителем Театра на Малой Бронной. Перед тем как Олега Меньшикова назначили руководителем Театра имени Ермоловой, он прислал мне письмо, где была расписана программа развития театра. Признаюсь, я очень боялся того обстоятельства, что вот назову имя преемника – а он не будет утвержден... Звучали ведь выступления некоторых господ, которые на самом деле были нацелены на то, чтобы заполучить здание театра, но никак не театр.

– Современный театр становится все более политизированным, худруки открыто выступают за определенных политиков или называют себя оппозицией. Не могли бы вы рассказать о своих политических пристрастиях?

– Слава богу, я сегодня не увлечен политикой. И очень не хотел, чтобы во главе театра имени Ермоловой встал человек, который представляет определенный клан или партию. Думаю о молодых артистах, своих выпускниках, которые только начали работать в театре и кино, но их уже полюбил зритель, и мне не хотелось бы отнимать у них театр имени Ермоловой.

– Как случилось, что вы стали заниматься педагогической деятельностью?

– В педагогику меня привел один из главных моих учителей — Андрей Александрович Гончаров. К тому времени я уже успел что-то сыграть и в театре, и в кино... Но с Гончаровым мы не разлучались, даже работая в разных театрах. Да и в Театр Ермоловой я пришел работать главным образом потому, что им руководил Андрей Михайлович Лобанов, а рядом с ним был тогда еще начинающий режиссер Андрей Гончаров. Когда Андрей Александрович мне сказал «Володя, а пора бы тебе уже и преподавать», я испугался: по силам ли мне это? Тогда Гончаров посоветовал: «Ничего не выдумывайте, вот все то, что накопили в театре, в кино, во время учебы, в жизни, и передавайте студентам». Словом, Гончаров взял меня педагогом по актерскому мастерству на режиссерский факультет. Только вопреки совету Андрея Александровича я сразу стал выдумывать и предлагать что-то свое – все-таки факультет режиссерский!

Правда, когда приходил Гончаров, то из наших общих предложений и многочисленных вариантов он очень многое убирал, причем самым решительным образом. Однажды Андрей Александрович сказал мне, что неплохо было бы посмотреть, как работают за океаном, и набраться у них опыта. В результате руководство ГИТИСа (теперь РАТИ) направило меня на стажировку в Мичиганский университет, на актерское отделение. Кое-что новое  я там узнал. Например, впервые увидел, как руководитель курса играет вместе со своими студентами – это был спектакль «Человек из Ламанчи», и мне это настолько понравилось, что через энное количество лет я сделал то же самое в спектакле «Перед заходом солнца». Но в тот момент, когда я был в Америке, Гончаров подошел к ректору ГИТИСа и сказал: «У меня тут приемные экзамены, а Андреев в Соединенных Штатах?» В итоге Андрей Александрович предложил ректору, чтобы на следующий год я сам набирал курс, дабы почувствовать, как это ответственно и трудно!

– Ученики Гончарова до сих пор рассказывают, как несладко им пришлось во время учебы. Их учитель был убежденным сторонником тесной связи теории и практики: «Право быть актером необходимо выстрадать» – и, мягко говоря, гонял их с утра до ночи, обучая  мастерству.

– Андрей Александрович в течение всего нашего общения делал мне замечания, как будто я так и оставался первокурсником. Но все они были на пользу. Если брать мой профессиональный путь, то он состоит из многих страданий. Но при всем этом есть очень много радостных моментов. В этом году я выпускаю мастерскую в РАТИ, состоящую из двух групп, и со мной работают замечательные педагоги – профессор Ольга Якушкина, а также молодой, но очень талантливый ученик Андрея Гончарова Алексей Конышев. Сейчас я снова набираю мастерскую на актерском факультете, и вместе с педагогами мы очень внимательно относимся к вступительным экзаменам, к отбору будущих студентов. Замечу, что среди абитуриентов есть очень сильные ребята.

– Наверняка у педагогов мастерской Владимира Андреева и у вас лично есть свои любимчики среди студентов и выпускников.

– Когда мастера слишком откровенно проявляют свою привязанность к одним и становятся менее внимательными к другим, этому отчасти есть объяснение. Если у одного студента и сегодня не получается, и завтра, и послезавтра, то у педагога это вызывает раздражение, не так ли? Тогда как есть ребята, которые уже на первых этапах быстро все схватывают и делают на «отлично». Из-за этого у педагогов возникают предпочтения и симпатии. Но этот момент очень опасный, и я стараюсь его избегать... Хотя когда студент выпускается, то мастер и педагоги не могут не думать о том, что с ним будет дальше, сможет ли он зарабатывать актерской профессией на жизнь. Сердце покалывает: а что этот выпускник делает, а где тот снимается? Каждый раз я радуюсь, когда вижу на экране и, конечно, на сцене театра «Ленком» своего ученика Виктора Ракова. Между прочим, Виктор не забывает о том, что я был его учителем, и это притом, что у него такой мощный, авторитетный, умнейший руководитель в театре, как Марк Захаров. С радостью встречаюсь с выпускницей своей первой мастерской — Мариной Дюжевой, с которой мы даже снимались в кино. Моя ученица – Елена Яковлева, не пропускаю ни одну премьеру с ее участием. В одних случаях радуюсь за Лену, в других – печалюсь, но  при этом «печаль моя светла». Никогда не забуду, как Лена поступала ко мне на курс, краснела и бледнела, читая свою программу, какой она была застенчивой, милой, очаровательной девушкой. У Лены были очень грустные глаза.

– Как вы расцениваете тот факт, что замечательная актриса Елена Яковлева ушла из театра «Современник», прослужив там 27 лет?

– Разбираться в таких делах сложно. Всякое бывает в театральном мире. Одна выпускница моего первого набора, Зоя Янышева, не стала бегать по московским театрам, показываться, а уехала аж в Петропавловск-на-Камчатке и стала там ведущей актрисой. А выпускник моей первой мастерской – режиссер Евгений Каменькович уже несколько лет как мастер курса на режиссерском факультете ГИТИСа. Евгений Борисович стал очень известным режиссером, хотя и как актер подавал большие надежды.

– Какие качества вы будете в первую очередь искать у сегодняшних абитуриентов – будущих актеров? Говорят, что сегодня все театральные вузы во главу угла ставят органику молодого человека.

– В таких случаях всегда цитирую своего учителя Андрея Гончарова: «Мне не важно, как он читает, а важно угадать, есть ли интересное начало в этом человеке, тот огонек, который засветится и будет гореть дальше». Иногда приходят на экзамен очень подготовленные молодые люди и читают как настоящие артисты – очень грамотно, с правильной интонацией, но присмотришься к ним поближе и видишь: а за этим чтением ничего-то не стоит.  Великий Николай Павлович Хмелев, который имел прямое отношение к созданию театра имени Марии Ермоловой, говорил: «Я могу ошибиться в выборе, пропустить что-то важное, но в любом случае я пытаюсь ощутить биение пульса у молодого человека». Сейчас у меня желание сосредоточиться на молодых людях 16, 17, 18 лет. Иногда приходят поступать очень интересные, но взрослые люди – в 25, 26 лет, и с горечью думаешь: во сколько лет он выпустится – в 29, 30? И как ему успеть построить карьеру?

– Владимир Алексеевич, вкус актерства вы почувствовали совсем ребенком, когда занимались в драматическом кружке. Но сейчас драматических кружков нет, особенно в провинции... А в столице платные актерские курсы для детей и подростков набирают, как правило, несостоявшиеся актеры.

– До сих пор с огромной благодарностью вспоминаю послевоенное время, когда от влияния улицы, в самых тяжких его проявлениях, отвлекала тяга к творчеству. Началось с того, что мой товарищ Алексей Головин, который впоследствии стал известным артистом, позвал меня в дом пионеров, в драматический кружок, который вела удивительная женщина с грустными глазами – Любовь Ларина. Кстати, в этом кружке занимался и Ролан Быков, а потом к нам пришли Игорь Кваша, Лева Круглый... Вот тогда и началось. Помню свою первую маленькую роль – западного посла в постановке сказки Маршака «Двенадцать месяцев». Но какие костюмы нам шили?! А был 47-й год, и государство находило деньги на драматический кружок во Дворце пионеров.

– Ваши глаза нередко называют грустными. Вы вправду склонны к грусти?

– Замечательный художник, с которой мы сделали много спектаклей в театре Ермоловой, Татьяна Сельвинская в конце 90-х годов написала мой портрет. И я, глядя на него, задал Тате тот же вопрос: «А почему у меня здесь такие грустные глаза?», а в ответ услышал: «Володя, а вы думаете, что они у вас веселые?» Вероятно, глаза выражают то, что накопилось у человека за годы его жизни. Значит, Господу было угодно, чтобы у меня были такие глаза.

– Глаза – зеркало души?

– Я угадываю людей по глазам. Иной раз смотрю на критика и вижу, что глаза его уже нацелены на то, чтобы обжечь человека. По глазам вижу – этот человек может быть опасным... Практически безошибочно узнаю, кто из студентов театроведческого факультета ГИТИСа хотел быть актером или актрисой, но у них это не получилось. Хочу заметить, что с этого года я собираюсь наладить связь со студентами театроведческого факультета, чтобы мои студенты – будущие актеры – с самого начала прислушивались к советам театроведов, которые, как правило, лучше образованы и начитаны, чем они. Возможно, будущие театроведы и актеры будут полезны друг другу. Андрей Михайлович Лобанов говорил: «Театр надо любить даже тогда, когда он недостоин любви. А если не получается, то вообще не прикасаться к этой сфере».

– В одном интервью вы сказали: «Художественный руководитель МХТ Олег Табаков – человек более талантливый, чем я». Признаюсь, такая скромность с вашей стороны меня поразила.

- Олег Павлович – человек мощный, он и артист, и организатор, и воспитатель. Какое количество прекрасных учеников он выпустил! Но я не буду ругать себя как актера, поскольку до сих пор занимаюсь любимым делом и делаю то, что в пределах моих возможностей. Но есть люди, которых я считаю гениями. Например, мой друг Валентин Гафт. По своей природе Гафт талантливее значительного числа других, причем сразу во многих областях. Валя – потрясающий поэт, и некоторые его стихи пронизаны такой мудростью, такой болью и при этом верой в человека! Я искренне говорю Гафту, что так написать никогда не смогу. В настоящее время мы приступаем к совместному проекту, в результате которого возникнет актерский дуэт: «Гафт – Андреев». Но Валя – неистовый, по-хорошему странный, а меня жизнь научила жить так, чтобы не заноситься. Конечно, человеческое достоинство надо соблюдать, но при этом понимаю, на что я реально способен. А есть другие, которые, возможно, смелее меня. Не радоваться проявлению таланта – это уже отсутствие таланта в самом себе.
 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9470
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?