Путешествие началось с того, что они водрузили российский флаг и установили поклонный крест на Северном полюсе. Прямо перед стартом протоиерей Федор Конюхов отслужил молебен в честь 1025-летия крещения Руси.
Звонок корреспондента «Труда» застал Федора Конюхова и Виктора Симонова в аэропорту, когда они прощались с Большой землей. В этот момент путешественники вылетали из Петрозаводска на аэродром, который находится на Шпицбергене.
– С вами уже и собаки находятся?
Да, все 13 собачек, – рассказал из аэропорта Виктор Симонов «Труду». – На Северном полюсе их будем запрягать в одни сани.
Вожак упряжки по кличке Черке, сейчас ведет в районе Северного полюса стаю из 13 собак. Фото Мария Настенко
– На каком самолете летите?
– На Ан-74. Сначала на Шпицберген, оттуда на следующий день на нем же – на Барнео. Не путайте с экваториальным островом Борнео. А Барнео – это российская ледовая база с хорошей взлетной полосой прямо на Северном полюсе, там сейчас живет около 20 человек.
С нами вылетают 22 человека – технические работники, спонсоры и журналисты. Все, кто причастен к нашей экспедиции.
– Сколько поклажи у вас будет на санях?
– Порядка 450 килограммов. Еще через каждые 25 дней нам с самолета будут сбрасывать грузы – сначала это будут делать канадцы, потом американцы.
– Чем будете питаться в пути?
– Для собак заготовлен сухой корм, а для нас – сублимированные продукты в фирменных упаковках.
Сани к переходу готовы. Фото Максим Савенко, Петрозаводск
– Импортного производства?
– Нет, на две трети – российского (московской фирмы «Гала-гала»). И еще некоторые продукты норвежские и американские.
– Сколько времени займет ваше путешествие?
– Сначала мы пойдем по льду океана. Маршрут по Северному ледовитому до Гренландии планируем пройти за 40–50 дней.
– Есть риск, что по пути будут попадаться водные преграды?
– Мы готовы к этому. Вода Северного Ледовитого океана замерзает при –15 градусах. Так что при повышении температуры мы рискуем оказаться на воде. С потеплением на каждый очередной градус у нас будет все больше проблем. А по сухому маршруту ожидаем встретить ледяные торосы. Их преодолевать тоже очень непросто.
Достигнув Гренландии, мы будем подниматься по крутому серпантину примерно до высоты 3000 метров над уровнем моря. Сколько времени займет этот подъем, заранее предсказать невозможно. Это зависит от многих факторов. Потом пойдем строго на юг по 45-му меридиану. Места эти абсолютно пустынные – мы там не встретим ни случайных путешественников, ни тем более местного населения или вахтовиков. Южной оконечности острова Гренландия достигнем в конце июля или начале августа.
– Как вы с Конюховым разделили функции?
– Я больше буду отвечать за собак. А Федор Филиппович как путешественник-полярник имеет уникальный опыт. Больший, чем кто-либо еще из наших современников. Но по многим функциям мы будем друг друга дублировать и заменять.
– Для обогрева что у вас предусмотрено?
– Горелка у нас предназначена только для размораживания пищи. В палатке будем спать без какого-либо обогрева.
– Кто был вашим предшественником на этом маршруте?
– Этот маршрут никто не проходил. Японец Наоми Уэмура в 1978 году дошел сначала до Северного полюса, но не успел в холодное время добраться до Гренландии – лед океана сильно растаял, и ему пришлось лететь до Гренландии на самолете. И он также пересек самый большой на планете остров с севера на юг. Наш маршрут получается длиннее, но ему в одиночку, наверное, было сложнее.
Кстати, это путешествие, по всей видимости, будет иметь еще одну цель – привлечение внимания к езде на собаках как к зимнему виду спорта. Виктор Симонов много лет в своем питомнике близ Петрозаводска выращивает собак, предназначенных для упряжек, – у него есть чукотские ездовые, хаски и маламуты, всего 60. И минувшей зимой впервые этап Кубка мира был проведен в селе Пряжа в Карелии, и в нем принимали участие собаки из питомника Симонова. И этот этап решено сделать ежегодным в программе Кубка мира. По мнению Виктора, у этого вида спорта довольно реальные шансы попасть в программу зимних Олимпиад, и соответствующая работа в МОК уже ведется.