Вчера федеральные телеканалы впервые показали агитационные ролики партий для выборов в Госдуму. Политологи от просмотра испытали дежавю, отметив тенденцию к стиранию идейных различий между партиями.
Впервые в истории современной России все зарегистрированные Минюстом политические силы страны были допущены до участия в выборах. Казалось бы, в электоральном сезоне 2011 года на избирателя обрушится небывалый поток политтехнологических приемов. Но нет — от агитационных роликов веет креативом начала
Так, «Патриоты России» сосредоточились на музыкальном слухе россиян. В агитационном видеоролике Сергей Маховиков, актер и второй номер в федеральном списке «патриотов», покоряет электорат патриотической песней под гитару. Как уточнила зампредседателя партии Надежда Корнеева, песню Маховиков сочинил сам. Ставка на песню беспроигрышна и применяется не впервые в российской практике. Незамысловатый мотив и слова, как правило, откладываются в памяти и привлекают голоса неопределившихся граждан.
«Яблоко» снизило градус критики действующей власти. Григорий Явлинский просто обещает вернуть надежду россиянам. «Мы будем защищать ваши интересы. Я буду, обещаю», — говорит политик в предвыборной рекламе.
Политологи давно твердят: политической платформой голосов не заработаешь, главное — воздействовать на чаяния людей. «Эффективнее всего брать на вооружение стереотипы и лозунги, уже сформировавшиеся в обществе», — подчеркивает директор Центра политических технологий Игорь Бунин. Именно поэтому ЛДПР ухватилась за националистические лозунги, всколыхнувшие страну в последний год. Агиткампании ЛДПР всегда строились на харизме Владимира Жириновского. В этом году лидер
«Правое дело» в видеоролике крупным планом сфокусировалось на стройных ногах теннисистки Анны Чакветадзе, которая обещает открыть дорогу «новому поколению», ну и, конечно, переменам.
«Перемены» и «стабильность» — излюбленные словечки среди политиков. Причем любовь эта не ослабевает с годами. В нынешнем году политические силы разделились на два лагеря: «Единая Россия» (ЕР), настаивающая на продолжении курса, и всех остальных, кто жаждет перемен.
«Все больше стираются различия между партиями. По большом счету сегодня есть партия власти и те, кто против нее», — отмечает Павел Салин из Центра политической конъюнктуры. Рунет переполнен роликами с призывами голосовать за кого угодно, лишь бы не за «партию жуликов и воров».
Лейтмотивом избирательной кампании ЕР в этом году стал лозунг «Движение только вперед!». Это продолжение прошлых кампаний за «развитие России по плану Путина». Кстати, лидер партии власти и первый номер в ее списке Дмитрий Медведев уже дали согласие на участие в агитационных видеороликах. Реклама с участием тандема появится на экранах с 10 ноября.
Пока ЕР напоминает о своих заслугах, их основной соперник КПРФ по традиции критикует власть. Коммунисты даже дошли до объявления кампании по пропаганде реальных рейтингов. Зампред ЦК КПРФ уверен, что излагаемая социологическими службами разница между ними и единороссами — это «стремление приучить граждан к будущему сфальсифицированному результату» партии власти. Заметим, что коммунисты записали около 40 маленьких видеороликов и стали единственными, кто упоминает тезисы политической платформы. В прежние годы агиткампании КПРФ концентрировались на собственной интерпретации советской истории.