На самом же деле он пережил на футбольном поле всех своих товарищей по команде. И спустя 13 лет играл в основном составе "Зенита", причем выходил на поле вместе со своим сыном в течение половины сезона! Это единственный подобный случай в истории отечественного футбола на уровне высшего дивизиона.
- Есть много общего у нашей команды образца 1984 года и нынешнего сезона,- рассказывает "Труду" Анатолий ДАВЫДОВ. - Тогда судьбу золотых медалей мы решали в гостевом матче против "Днепра". О мотивированности наших соперников и говорить не приходилось. Молодая амбициозная команда тогда заняла третье место в чемпионате СССР, имея основания рассчитывать на большее. А предпоследний матч мы выиграли в Москве у "Торпедо" со счетом 1:0, точно так же, как нынешний "Зенит" у преемника автозаводцев - клуба "Москва". Так что я не против, чтобы аналогии продолжились, и сейчас команда Дика Адвоката и последний матч выиграла бы у "Сатурна" в гостях, как мы у "Днепра", с тем же счетом 1:0.
- А что отличает тот "Зенит" от нынешнего?
- В той команде было необычайно много даже для тех времен местных футболистов. "Пришлых" - всего три человека из основного состава. Но меня пригласили из Тулы в Ленинград еще в 1975 году, так что я был старожилом. Вратарь Михаил Бирюков и полузащитник Вячеслав Мельников пришли в "Зенит" через несколько лет после меня и успели в 1980 году выиграть вместе с нами "бронзу" чемпионата. А остальные игроки - сплошь воспитанники местных школ "Смена" и "Зенит".
- До 1983 года команду тренировал Юрий Морозов, а потом принял Павел Садырин. Как бы вы разделили между ними долю заслуг за ту историческую для вашего города победу?
- Вы правы: в один сезон, "вдруг" команду можно только развалить, но не создать. При всем моем большом уважении к Паше, извиняюсь, Павлу Федоровичу Садырину, сделать из тусклого середняка победителя одного из сильнейших в Европе чемпионатов даже ему было бы не под силу. Юрий Морозов нас прекрасно подготовил. Особенно наши физические кондиции. Недаром он столько лет успешно работал в сборной в одной связке с Лобановским.
- А вы приедете вместе с командой в Раменское? Скажем, как бывший ее тренер? Или хотя бы с группой болельщиков?
- Я хочу приехать в Раменское. Но не с группой болельщиков. И тем более - не с командой. Буду в одиночку предаваться своим чувствам. А они уже переполняют меня, хотя я на данный момент к работе клуба отношения не имею.
- А как в памятном 1984 году праздновали победу, в том числе и влиятельные ленинградцы? Каким образом поощрили игроков команды морально и материально?
- Главный в городской иерархии человек, член ЦК КПСС Григорий Романов появлялся иногда на стадионе со свитой. Но не слыл футбольным болельщиком, как, например, глава Украины Щербицкий. Я запомнил поздравления всенародно любимых артистов Кирилла Лаврова, Михаила Боярского, Игоря Владимирова - рьяных наших болельщиков. И буйное ликование многих тысяч простых ленинградцев. Некоторым футболистам разрешили приобрести автомобили. Многим в команде улучшили жилищные условия.
- И вам тоже?
- Я на тот момент имел трехкомнатную, но очень тесную квартиру. Хотя у меня подрастали разнополые дети, мне условия не улучшили. Но я не считал себя обойденным. Ведь многие футболисты до того ютились с семьями в коммуналках. Нам тогда приводили в пример "Зенит" образца 1944 года. Некоторые из той команды пережили страшную блокаду, но после этого умудрились выиграть Кубок СССР. И лично мне тот пример казался не "голой пропагандой", а образцом, достойным подражания. Хочу и нынешнему поколению напомнить, что сила духа украшает мужчину любой национальности и любого материального достатка.