Перераспределить ответственность в сфере ЖКХ Белый дом собирался еще весной, когда стало ясно, что по вине коммунальщиков, задравших цены на свои услуги сразу на 30 процентов, снова будут сорваны планы по сдерживанию инфляции. В июне в правительстве сделали вывод, что всему виной резкое подорожание продуктов и услуг ЖКХ. Тогда региональным властям было предложено заморозить коммунальные тарифы до конца года. Однако команда запоздала, да и уверенности в том, что регионы ее выполнят, у федерального центра не было. На недавней встрече с Владимиром Путиным вице-премьер Александр Жуков признал, что за девять месяцев года рост цен составил 8,6 процента против 8 процентов в прошлом году. Этот доклад, похоже, переполнил чашу президентского терпения. В результате МЭРТ подготовил законопроект, согласно которому центр возьмет на себя регулирование тарифов в ЖКХ.
Следующим шагом должны стать ограничительные меры в отношении естественных монополий. Ведь значительную долю коммунальных затрат составляет растущая в начале каждого года стоимость электроэнергии и газа. Газпрому уже дали понять, чтобы не рассчитывал в 2006 году на заявленный 23-процентный рост цен на "голубое топливо", а умерил свой аппетит на отметке в 11 процентов.
В свете последних событий эксперты гадают, что будет с изрядно запущенным коммунальным хозяйством в ближайшие годы. Министр Г.Греф уже заявил: проблема отрасли в том, что "здесь фактически с 1998 года был заморожен рост тарифов". А рост тарифов на 30 процентов в текущем году - это, мол, реакция на отложенные расходы. Однако данные Росстата свидетельствуют, что тарифы росли в несколько раз быстрее, чем инфляция. А куда уходили и уходят деньги - не скажет никто.
Сейчас на реставрацию ЖКХ, по расчетам Росстроя, необходимо порядка 80 млрд. долларов. Либералы в Белом доме предлагают прекратить перекрестное субсидирование отрасли под предлогом, что все равно казенные деньги разворуют, и считают, что ремонтировать трубы и обогревать дома должен частный бизнес. Так, во всяком случае, записано в новом Жилищном кодексе. Сейчас покупатели услуг ЖКХ в среднем оплачивают 65 процентов от их себестоимости, остальные 35 процентов доплачивает государство. Первый блин в этом начинании вышел комом. Созданная крупным бизнесом частная компания "Российские коммунальные системы" (РКС) по итогам 2003 года понесла убытки в размере 117 млн. рублей. В марте 2004 года компания заявила, что во всех регионах, где она работает, начнутся ограничения в поставках услуг ряду клиентов. Дальше угроз, правда, дело не дошло, но и активность РКС сошла практически на нет. Частника ни за какие коврижки не заставишь вкладывать деньги в убыточный бизнес, где к тому же государство собирается сдерживать рост тарифов.
А откуда тогда возьмутся деньги на восстановление запущенной "коммуналки"? Скорее всего, за просчеты чиновников опять придется платить потребителям. Как бы там ни было, правительство оказалось перед дилеммой: удержать инфляцию сейчас или потерять коммунальное хозяйство страны через пару лет.
Михаил ОДИНЦОВ, председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям:
- В декабре правительство установит предельный рост цен в отрасли, что позволит стабилизировать ситуацию с тарифами. В дальнейшем мы сможем планировать ценовую политику в ЖКХ на ближайшие три года, как это происходит в электроэнергетике. Не исключено, что корректировка предельных параметров тарифов может быть частично отдана на региональный уровень. При этом существует опасность, что на первых порах предприятия отрасли столкнутся с дефицитом средств, потому что никто не привык жить по средствам. Но надо признать, что ЖКХ давно уже стагнирует. И если сегодня мы не остановим ценовой беспредел в отрасли, то загубим всю экономику. Ведь сколько денег ни дай коммунальщикам, им все равно всегда не хватает.
На мой взгляд, предельный рост тарифов в отрасли не должен превышать рост инфляции. Другой вариант - это привязать коммунальные тарифы к тарифам естественных монополий. Напомню, что три года назад власть смогла остановить монополистов, произвольно вздувавших цены на свою продукцию. Тогда в их стане тоже причитали, будто все закончится концом света. В итоге ничего страшного не случилось, монополисты учатся работать и соизмерять свои аппетиты с доходами. Ничего нового мы здесь не придумали. Так работают во всем мире, где тарифы на услуги монопольного сектора планируются на десяток лет вперед. Так должно быть и в России.