Федеральная служба по труду и занятости провела масштабную проверку спортивных школ по всей стране. Один из главных итогов — многочисленные нарушения по выплатам зарплат детским тренерам. Это выглядит абсурдно на фоне многомиллионных контрактов иностранных специалистов, которые у нас работают, и на фоне заявлений чиновников о том, что за детским спортом будущее. Мы спросили у специалистов, что они думают по этому поводу.
Игорь Знарок, хоккейный тренер юношеских команд, Челябинск
— Самая острая проблема для хоккейных тренеров — нехватка рабочих мест. И в Челябинской области, и в соседних — катастрофически не хватает катков: как под крышей, так и открытых. По сравнению с советскими временами сильно сократилось количество спортивных школ. Зачастую многие специалисты, имеющие успешный опыт тренерской деятельности, сейчас сидят без дела или же вынуждены зарабатывать на хлеб насущный другими видами деятельности, не связанными со спортом и педагогикой.
Александр Синицын, заслуженный тренер России по легкой атлетике, Краснодар
— Наши детские тренеры работают за мизерную зарплату, не соответствующую их знанию, уровню квалификации и количеству затраченного времени и усилий. При этом по ряду причин они трудятся недостаточно эффективно. И во многом это происходит не по их вине, а из-за несовершенства нашего законодательства. Сплошь и рядом краевые законы противоречат федеральным, а рабочие инструкции не соответствуют ни тем, ни другим законам. Чтобы во всех этих лабиринтах разобраться, тренерам необходимо иметь не только физкультурное, но и юридическое, экономическое образование. И все эти законодательные акты, статьи и инструкции так быстро меняются, что не успеваешь их переучивать.
Эти бюрократические рогатки препятствуют правильной стратегии постройки и ремонта спортивных баз, нормальной организации тренировочных сборов. Казалось бы, все делается с целью минимизировать разворовывание казенных денег. Но в итоге любого тренера и директора ДЮСШ заранее ставят в положение нарушителя закона, потому что на практике невозможно все эти нормы соблюсти. К примеру, с нас требуют все расчеты производить только по безналу, составы команд утверждать на год вперед, сроки выезда и возвращения с соревнований расписать с точностью до дня.
Надежда Андреева, директор детской горнолыжной школы, Дмитров
— Увы, самые талантливые выпускники спортивных вузов не хотят работать с детьми. И понять молодежь легко. Чтобы в муниципальной школе получать максимально возможную зарплату, молодой тренер должен набрать три группы начинающих. Ежедневно три занятия будут занимать минимум шесть часов. Прибавьте к этому большую ответственность за безопасность малышей, дополнительную работу с инвентарем, непростые погодные условия и тому подобное. И месячная зарплата за это — 9-10 тысяч рублей. За счет стажа и категорий лет через 10 он сможет получать 25 тысяч. Но как молодому специалисту продержаться в своей любимой профессии первые годы? Мне видится только один выход: муниципальные власти могли бы привлекать специалистов дополнительными льготами. Обеспечивать, например, жильем на приемлемых условиях, выделять участки для застройки или льготные кредиты.
Дмитрий Кузин, детский футбольный тренер, Москва
— Уж если профессиональным командам негде играть, то что говорить о командах детских, тем более не из числа привилегированных спортшкол? А эта проблема автоматически тянет за собой и другие. По мере наполнения групп мы также постоянно сталкиваемся с «запланированными» проблемами. Так, чтобы иметь в школе полную ставку, тренер обязан набрать 4 группы по 15 человек. На практике это совершенно нереальные нагрузки. А тренер, постоянно не выполняющий требований или выполняющий их только на бумаге, становится «виноватым» перед начальством — со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, проблемы возникают с иногородними футболистами, которые живут с родителями в Москве, приехавшими сюда на заработки. В общеобразовательные школы их принимают легко. А в футбольных они не нужны, так как не имеют права выступать за наши команды. Либо тренерам приходится заниматься приписками и подделкой документов.