«Своими снимками он складывал очень точную, абсолютно документальную картину времени», — говорил о нем знаменитый журналист периода хрущевской оттепели, главный редактор «Комсомолки», а потом «Известий» Алексей Аджубей.
Война
Один из самых знаменитых снимков Анатолия Гаранина «Смерть солдата» — это кадр, сделанный в бою. Профессионалы говорят, что в те времена во всем мире существовало лишь два снимка солдат, убиваемых на войне: «Гибель республиканца» 1936 года французского репортера Роберта Капы и это фото Анатолия Гаранина, сделанное в 1942 году под Керчью. Чтобы снять такое, нужно находиться под теми же пулями и взрывами. Он был именно там.
Впрочем, на войне смерть всегда ходит по пятам, особо не разбирая, солдат ты или журналист. И Гаранину больше помнился другой случай, когда он, фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация» (приложение к «Правде»), опоздал на «Дуглас», улетавший в осажденный Ленинград. А потом узнал, что самолет сбит...
Судьба хранила и после. Он снимал войну на всех фронтах, лез в самое пекло, но не получил ни царапины, лишь однажды был контужен. И так до 1943 года, когда в редакцию позвонил всесильный член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Жданов и приказал отстранить капитана Гаранина от командировок на передовую: «Слишком страшно снимает — нам такая война не нужна!»
Съемка на высшем уровне
В 1955 году фотокорреспондента журнала «Советский Союз» Анатолия Гаранина командировали сопровождать в поездке по СССР президента Индии Джавахарлала Неру, прибывшего с дружественным визитом. Поездка была длинная, снимал много.
В общем, во дворец к Джавахарлалу Неру Анатолия Гаранина отправили с переводчиком, которым был сам чрезвычайный и полномочный посол СССР. Аудиенция удалась на славу и длилась около часа — Неру очень понравился альбом. Заодно и время визита в Дели товарищей Булганина и Хрущева было благополучно согласовано. Естественно, фотосъемку их пребывания в Индии вел Анатолий Гаранин.
Идите в театр и умрите в нем...
26 лет Анатолий Гаранин снимал Театр на Таганке. Он пошел туда просто так, на спектакль, по совету старшего сына. Пришел со скептической полуулыбкой на лице. Но влюбился в этот театр и понял, что должен Это снимать.
А надо знать, что главный режиссер Юрий Любимов категорически запрещал появление фотокорреспондентов на репетициях и спектаклях. Говорил: после спектакля делайте что хотите, любую постановку. А работать не мешайте. Но в Гаранина Любимов
Недавно в Музее современной истории России состоялась фотовыставка Анатолия Гаранина, посвященная «Таганке», — это было как воскрешение театра того времени.
Анатолий Гаранин награжден десятками золотых медалей и дипломов самых престижных фотовыставок. Он стал самым первым лауреатом Премии Союза журналистов СССР, учрежденной в 1967 году.
22 года назад Анатолий Сергеевич ушел от нас. Навсегда. Но оставил в своих снимках Ее Величество Историю.