Исполнилось 100 лет со дня рождения классика советской фотожурналистики Анатолия Гаранина
«Своими снимками он складывал очень точную, абсолютно документальную картину времени», — говорил о нем знаменитый журналист периода хрущевской оттепели, главный редактор «Комсомолки», а потом «Известий» Алексей Аджубей.
Один из самых знаменитых снимков Анатолия Гаранина «Смерть солдата» — это кадр, сделанный в бою. Профессионалы говорят, что в те времена во всем мире существовало лишь два снимка солдат, убиваемых на войне: «Гибель республиканца» 1936 года французского репортера Роберта Капы и это фото Анатолия Гаранина, сделанное в 1942 году под Керчью. Чтобы снять такое, нужно находиться под теми же пулями и взрывами. Он был именно там.
Впрочем, на войне смерть всегда ходит по пятам, особо не разбирая, солдат ты или журналист. И Гаранину больше помнился другой случай, когда он, фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация» (приложение к «Правде»), опоздал на «Дуглас», улетавший в осажденный Ленинград. А потом узнал, что самолет сбит...
Судьба хранила и после. Он снимал войну на всех фронтах, лез в самое пекло, но не получил ни царапины, лишь однажды был контужен. И так до 1943 года, когда в редакцию позвонил всесильный член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Жданов и приказал отстранить капитана Гаранина от командировок на передовую: «Слишком страшно снимает — нам такая война не нужна!»
В 1955 году фотокорреспондента журнала «Советский Союз» Анатолия Гаранина командировали сопровождать в поездке по СССР президента Индии Джавахарлала Неру, прибывшего с дружественным визитом. Поездка была длинная, снимал много.
В общем, во дворец к Джавахарлалу Неру Анатолия Гаранина отправили с переводчиком, которым был сам чрезвычайный и полномочный посол СССР. Аудиенция удалась на славу и длилась около часа — Неру очень понравился альбом. Заодно и время визита в Дели товарищей Булганина и Хрущева было благополучно согласовано. Естественно, фотосъемку их пребывания в Индии вел Анатолий Гаранин.
26 лет Анатолий Гаранин снимал Театр на Таганке. Он пошел туда просто так, на спектакль, по совету старшего сына. Пришел со скептической полуулыбкой на лице. Но влюбился в этот театр и понял, что должен Это снимать.
А надо знать, что главный режиссер Юрий Любимов категорически запрещал появление фотокорреспондентов на репетициях и спектаклях. Говорил: после спектакля делайте что хотите, любую постановку. А работать не мешайте. Но в Гаранина Любимов
Недавно в Музее современной истории России состоялась фотовыставка Анатолия Гаранина, посвященная «Таганке», — это было как воскрешение театра того времени.
Анатолий Гаранин награжден десятками золотых медалей и дипломов самых престижных фотовыставок. Он стал самым первым лауреатом Премии Союза журналистов СССР, учрежденной в 1967 году.
22 года назад Анатолий Сергеевич ушел от нас. Навсегда. Но оставил в своих снимках Ее Величество Историю.