«Лейка», пробитая осколком

Исполнилось 100 лет со дня рождения классика советской фотожурналистики Анатолия Гаранина

«Своими снимками он складывал очень точную, абсолютно документальную картину времени», — говорил о нем знаменитый журналист периода хрущевской оттепели, главный редактор «Комсомолки», а потом «Известий» Алексей Аджубей.

Война

Один из самых знаменитых снимков Анатолия Гаранина «Смерть солдата» — это кадр, сделанный в бою. Профессионалы говорят, что в те времена во всем мире существовало лишь два снимка солдат, убиваемых на войне: «Гибель республиканца» 1936 года французского репортера Роберта Капы и это фото Анатолия Гаранина, сделанное в 1942 году под Керчью. Чтобы снять такое, нужно находиться под теми же пулями и взрывами. Он был именно там.

Из-под Керчи Гаранин привез и навсегда покореженную «Лейку», в которую на излете, плашмя, ударил снарядный осколок. Случилось чудо: камера выдержала, уже заснятая планка уцелела. Висевший на фотокоре аппарат спас еще и хозяина. Грудь которого была совсем не железной...

Впрочем, на войне смерть всегда ходит по пятам, особо не разбирая, солдат ты или журналист. И Гаранину больше помнился другой случай, когда он, фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация» (приложение к «Правде»), опоздал на «Дуглас», улетавший в осажденный Ленинград. А потом узнал, что самолет сбит...

Судьба хранила и после. Он снимал войну на всех фронтах, лез в самое пекло, но не получил ни царапины, лишь однажды был контужен. И так до 1943 года, когда в редакцию позвонил всесильный член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Жданов и приказал отстранить капитана Гаранина от командировок на передовую: «Слишком страшно снимает — нам такая война не нужна!»

Съемка на высшем уровне

В 1955 году фотокорреспондента журнала «Советский Союз» Анатолия Гаранина командировали сопровождать в поездке по СССР президента Индии Джавахарлала Неру, прибывшего с дружественным визитом. Поездка была длинная, снимал много. Что-то шло в родной журнал, в официальную хронику. Но осталась уйма интереснейших снимков. Скуки ради сделал из них большой альбом. Показал в редакции — альбом отобрали и увезли в ЦК. Через какое-то время звонок: принято решение альбом переоформить (побогаче!) и подарить лично товарищу Неру!

В общем, во дворец к Джавахарлалу Неру Анатолия Гаранина отправили с переводчиком, которым был сам чрезвычайный и полномочный посол СССР. Аудиенция удалась на славу и длилась около часа — Неру очень понравился альбом. Заодно и время визита в Дели товарищей Булганина и Хрущева было благополучно согласовано. Естественно, фотосъемку их пребывания в Индии вел Анатолий Гаранин.

Идите в театр и умрите в нем...

26 лет Анатолий Гаранин снимал Театр на Таганке. Он пошел туда просто так, на спектакль, по совету старшего сына. Пришел со скептической полуулыбкой на лице. Но влюбился в этот театр и понял, что должен Это снимать.

А надо знать, что главный режиссер Юрий Любимов категорически запрещал появление фотокорреспондентов на репетициях и спектаклях. Говорил: после спектакля делайте что хотите, любую постановку. А работать не мешайте. Но в Гаранина Любимов почему-то поверил. И разрешил проход всюду и всегда — на репетиции, на прогоны, на спектакли . Других не пускал, а о Гаранине говорил: «Ему можно!» А когда увидел серию снимков «10 дней, которые потрясли мир», охнул: «Никогда не думал, что спектакль можно так показать в фотографиях».

Недавно в Музее современной истории России состоялась фотовыставка Анатолия Гаранина, посвященная «Таганке», — это было как воскрешение театра того времени.

Анатолий Гаранин награжден десятками золотых медалей и дипломов самых престижных фотовыставок. Он стал самым первым лауреатом Премии Союза журналистов СССР, учрежденной в 1967 году.

22 года назад Анатолий Сергеевич ушел от нас. Навсегда. Но оставил в своих снимках Ее Величество Историю.