Домодедово вернут домой?
Все началось с предновогоднего коллапса, когда
После обнародования этих данных сразу же нашелся собственник офшорной компании, которой принадлежит Домодедово (до этого госорганы не могли установить его личность). Им оказался Дмитрий Каменщик. Руководство аэропорта заявило о намерении разместить акции этой компании на Лондонской фондовой бирже. Но у государства — свои виды на предприятие. Появилась информация о том, что Домодедово за 1 млрд. долларов может купить Игорь Юсуфов, спецпредставитель РФ по международному энергетическому сотрудничеству, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел. Однажды он уже спас имидж России, вложившись в покупку двух верфей в Германии, которыми неэффективно управлял другой российский собственник.
Пока власть и бизнес решают, кому будет принадлежать Домодедово, а Минтранс трудится над разработкой новых аэропортовых законов, «Труд» решил провести свою проверку и выяснить, насколько удобны российские аэровокзалы для обычного пассажира.
Назло террору
Есть в народе поговорка: «заставь дурака Богу молиться — он себе лоб расшибет». Прав народ. После теракта в Домодедово власти приказали усилить меры безопасности в аэропортах страны. И это тут же обернулось дополнительными неприятностями для пассажиров. В аэропортах Москвы и
Антилидерство
В 2011 году Домодедово и Шереметьево признали лидерами в Восточной Европе. Их руководство званием гордится, а пассажиры недоумевают. На
Отдельная тема — стоимость питания в аэропортах (см. таблицу). В начале апреля ФАС после проверок в Домодедово уже обвинила два сетевых кафе в завышении цен. Те вроде одумались. Только вот надолго ли? Как рассказали эксперты отрасли, в столичных аэропортах крайне дорогая аренда. И владельцы торговых точек перекладывают эти затраты на пассажиров. Руководство стратегических объектов, по мнению «Труда», могло бы заставить зарвавшихся торговцев в обмен на прибыльное место взять на себя некие соцобязательства (например, включить в ассортимент дешевые напитки и бутерброды для небогатых пассажиров). Но, судя по всему, драть последнее с пассажира им выгодно. То же Домодедово, по некоторым данным, в прошлом году получило рекордную выручку в 1 млрд. долларов. А в Шереметьево (100% акций — у государства) не видят проблемы дорогой еды: в центре общественных связей компании нам пояснили, что в аэропорту работает 50 точек общественного питания с различным диапазоном цен, среди них есть и те, где средний чек — 150–300 рублей. Мы предлагаем читателям, которые окажутся в аэропорту, найти эти точки и перекусить там. Нам не повезло. Полстаканчика эспрессо из автомата обошлись аж в 50 рублей.
Стоимость питания в кафе можно сделать низкой еще одним способом, рассказал «Труду» Алексей Безбородов — эксперт Агентства по транспортной инфраструктуре. Для этого аэропортам (особенно в регионах) нужно снизить арендную плату, но пригласить на свою территорию как можно больше бизнесменов с услугами для пассажиров. Так и аэропорт в доходах не потеряет (возьмет количеством), и пассажирам польза. Во многих зарубежных аэропортах, ожидая вылета, можно и постричься, и массаж сделать, и даже в сауну сходить. У нас же один сервис — чашка кофе по цене бутылки хорошего вина.
По данным Генпрокуратуры, на объектах торговли и общественного питания в зданиях аэровокзалов повсеместно не соблюдаются условия хранения продуктов. А в аэропортах Москвы,
Фокус «Труда»
В Госдуме сейчас рассматривается законопроект, согласно которому существенно увеличивается компенсация для пассажиров, застрявших в аэропорту. За отмену или задержку вылета рейса путешествующий может получить до 24 тысяч рублей (по действующему закону — всего 25 рублей за час задержки).
Одновременно с этим КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей, согласно которой авиаперевозчик, если не предоставит пассажиру бесплатные услуги или своевременно не выплатит компенсацию, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа от 30 до 40 тысяч рублей за каждого пассажира, чьи права были нарушены.