Авиаприправа

В аэропортах России по-прежнему дорого и неудобно

Домодедово вернут домой?

Все началось с предновогоднего коллапса, когда из-за ледяного дождя Домодедово лишилось света, а у авиакомпании, базирующейся в Шереметьево, закончилась противообледенительная жидкость для самолетов. В результате в столичных аэровокзалах застряли тысячи россиян. В январе случился страшный теракт в Домодедово... После этих событий Генпрокуратура и Счетная палата начали проверку в воздушных гаванях столицы. И выяснилось следующее: собственник Домодедово — фирма, зарегистрированная в офшорах, а та часть аэропорта, что принадлежит государству (федеральная собственность), используется крайне неэффективно. Ущерб бюджету от неэффективного использования составил 80 млн. рублей. Плюс некоторые нормативные акты, которые регулируют деятельность аэропортов, давно устарели. А с разработкой новых Минтранс не торопится.

После обнародования этих данных сразу же нашелся собственник офшорной компании, которой принадлежит Домодедово (до этого госорганы не могли установить его личность). Им оказался Дмитрий Каменщик. Руководство аэропорта заявило о намерении разместить акции этой компании на Лондонской фондовой бирже. Но у государства — свои виды на предприятие. Появилась информация о том, что Домодедово за 1 млрд. долларов может купить Игорь Юсуфов, спецпредставитель РФ по международному энергетическому сотрудничеству, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел. Однажды он уже спас имидж России, вложившись в покупку двух верфей в Германии, которыми неэффективно управлял другой российский собственник.

Пока власть и бизнес решают, кому будет принадлежать Домодедово, а Минтранс трудится над разработкой новых аэропортовых законов, «Труд» решил провести свою проверку и выяснить, насколько удобны российские аэровокзалы для обычного пассажира.

Назло террору

Есть в народе поговорка: «заставь дурака Богу молиться — он себе лоб расшибет». Прав народ. После теракта в Домодедово власти приказали усилить меры безопасности в аэропортах страны. И это тут же обернулось дополнительными неприятностями для пассажиров. В аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга у входов поставили дополнительные металлические рамки — и там стали скапливаться огромные очереди. Безопасность некоторых региональных аэропортов усилилась вообще лишь на бумаге. В Сыктывкаре через неделю после установки в здании аэровокзала металлоискателя сотрудники транспортной прокуратуры беспрепятственно пронесли через зону досмотра муляж взрывного устройства. Аэропорт Ижевска не готов к форс-мажорным ситуациям — местная транспортная прокуратура призналась, что в случае пожара на аэровокзале, возможно, будет затруднена эвакуация, что может привести к человеческим жертвам.

Антилидерство

В 2011 году Домодедово и Шереметьево признали лидерами в Восточной Европе. Их руководство званием гордится, а пассажиры недоумевают. На интернет-форумах путешественники чаще всего жалуются на очереди в зонах досмотра и паспортного контроля. Например, непонятно, почему зона досмотра на внутренних вылетах нового огромного терминала D в Шереметьево очень тесная (всего шесть рамок). Экономят, что ли? Огромные очереди и давка в питерском Пулково-1. Новый терминал здесь появится только к 2013 году. А в большинстве региональных аэропортов отсутствие очередей «компенсируют» старые здания с единственным удобством в виде лавочки. В Перми зал ожидания международных вылетов, по словам пассажиров, похож на деревенскую автостанцию, а сама процедура прохождения таможни занимает 1,5 часа (для сравнения: в зарубежных аэропортах — 10–15 минут). В Архангельске, откуда вылетают в том числе и международные авиарейсы, в туалетах хронически отсутствует бумага, а в ожидании багажа (его выдают в отдельном помещении) прилетевшие мерзнут на улице. В Сыктывкаре — уникальная ситуация: там за посещение туалета берут деньги!

Отдельная тема — стоимость питания в аэропортах (см. таблицу). В начале апреля ФАС после проверок в Домодедово уже обвинила два сетевых кафе в завышении цен. Те вроде одумались. Только вот надолго ли? Как рассказали эксперты отрасли, в столичных аэропортах крайне дорогая аренда. И владельцы торговых точек перекладывают эти затраты на пассажиров. Руководство стратегических объектов, по мнению «Труда», могло бы заставить зарвавшихся торговцев в обмен на прибыльное место взять на себя некие соцобязательства (например, включить в ассортимент дешевые напитки и бутерброды для небогатых пассажиров). Но, судя по всему, драть последнее с пассажира им выгодно. То же Домодедово, по некоторым данным, в прошлом году получило рекордную выручку в 1 млрд. долларов. А в Шереметьево (100% акций — у государства) не видят проблемы дорогой еды: в центре общественных связей компании нам пояснили, что в аэропорту работает 50 точек общественного питания с различным диапазоном цен, среди них есть и те, где средний чек — 150–300 рублей. Мы предлагаем читателям, которые окажутся в аэропорту, найти эти точки и перекусить там. Нам не повезло. Полстаканчика эспрессо из автомата обошлись аж в 50 рублей.

Стоимость питания в кафе можно сделать низкой еще одним способом, рассказал «Труду» Алексей Безбородов — эксперт Агентства по транспортной инфраструктуре. Для этого аэропортам (особенно в регионах) нужно снизить арендную плату, но пригласить на свою территорию как можно больше бизнесменов с услугами для пассажиров. Так и аэропорт в доходах не потеряет (возьмет количеством), и пассажирам польза. Во многих зарубежных аэропортах, ожидая вылета, можно и постричься, и массаж сделать, и даже в сауну сходить. У нас же один сервис — чашка кофе по цене бутылки хорошего вина.

По данным Генпрокуратуры, на объектах торговли и общественного питания в зданиях аэровокзалов повсеместно не соблюдаются условия хранения продуктов. А в аэропортах Москвы, Ростова-на-Дону, Абакана, Иркутска пассажирам продают питание с истекшим сроком годности.

Фокус «Труда»

В Госдуме сейчас рассматривается законопроект, согласно которому существенно увеличивается компенсация для пассажиров, застрявших в аэропорту. За отмену или задержку вылета рейса путешествующий может получить до 24 тысяч рублей (по действующему закону — всего 25 рублей за час задержки).

Одновременно с этим КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей, согласно которой авиаперевозчик, если не предоставит пассажиру бесплатные услуги или своевременно не выплатит компенсацию, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа от 30 до 40 тысяч рублей за каждого пассажира, чьи права были нарушены.