Президент Владимир Путин третий раз спросил у правительства, почему не выполнены указы, подписанные после инаугурации в мае 2012 года. В ответ министры доложили, что из 218 поручений реализованы уже 137. Вопрос в том, почувствовали ли результаты граждане, ради которых указы были приняты.
Еще два года назад кабинет доложил о выполнении указов более чем на две трети. Но дальнейшая реализация напоминает путь к горизонту: правительство рапортует о выполнении одних пунктов и напряженной работе над другими. Хотя ведь дело совсем не в галочках отчета. «Оценивать качество реализации этих указов нужно не по числу принятых решений, документов и даже законов, — справедливо заметил вчера Владимир Путин, — а по тому, как меняется жизнь наших граждан, насколько улучшаются условия ведения бизнеса, изменилось ли состояние социальных отраслей». Но вот к такой оценке собственного труда чиновники явно не готовы.
Напомним, что майские указы определяли направления работы исполнительной власти в области экономики и социальной политики, в сфере здравоохранения, образования и науки, обеспечения населения комфортным жильем и качественными жилищно-коммунальными услугами, улучшения госуправления, обеспечения межнационального согласия, а также реализации демографической политики.
Сегодня на разных этажах исполнительной власти обсуждается тема необходимости корректировок майских указов по тем или иным направлениям. Неделю назад о таких попытках «ревизионизма» высказался Владимир Путин: «Что касается указов, то мы не можем делать вид, что ничего не происходит и что ситуация, в которой мы живем, остается такой же, какой она была в мае 2012 года. Сейчас есть определенные проблемы, и это требует определенных корректировок. Но все, что изложено в указах, — это вещи стратегического характера. Эти цели все равно должны быть достигнуты...»
В стратегических документах акцентируются простые, обыденные нужды сотен тысяч и миллионов россиян. Например, президент поставил задачу ликвидировать очереди в детские дошкольные учреждения для малышей в возрасте от 3 до 7 лет. И что же? На начало прошлого года, по данным Федеральной службы государственной статистики, 2,7 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. В марте нынешнего года министр образования заявлял о необеспеченности местами около 300 тысяч дошкольников, имея в виду детей в возрасте 3-7 лет.
Прогресс немалый, но ведь уже три года прошло! А что было бы без президентских указов и регулярных требований их безусловного выполнения?
Серьезные перемены происходят в медицине, прежде всего в сфере повышения личного благосостояния медиков. В президентских указах на сей счет четко определено: зарплата врача к 2018 году должна быть доведена до 200% от средней в регионе, среднего и младшего медперсонала — до 100%. Если верить Росстату, реальные результаты таковы: зарплата врачей достигла 140%, медсестер — 80% от средней зарплаты в регионах. В министерстве считают набранный темп оптимальным.
Минздрав начал снижать нынешнюю дифференциацию в зарплатах медиков, доходящую до 9 раз. Министр Вероника Скворцова также потребовала от регионального медицинского начальства повысить долю фиксированного оклада в структуре зарплат медработников хотя бы до 60% — сегодня он составляет 30%. Остальные 70% «суммы прописью» — это стимулирующие выплаты и компенсации, которые работнику можно дать, а можно отобрать, причем далеко не всегда это делается по «медицинским показаниям».
Однако Счетная палата проверила результаты проводимой Минздравом оптимизации и сочла их недопустимыми: число умерших в стационарах выросло на 3,7%, медпомощь населению стала значительно менее доступной, а зарплаты врачей растут не за счет роста заработка, а из-за увеличения нагрузки: вместо 8 часов врачи работают по 12 и более...
Но значительно хуже обстоят дела в реальной экономике и ее базовой основе — промышленности, которая увеличивает технологическое отставание от Запада. «Мое мнение, что, например, создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, учитывая внешние факторы, до 2018 года мы вряд ли успеем, — вынужден признать лидер Общероссийского народного фронта Александр Бречалов. — Вся Европа теряет такие места из-за кризиса. И в этой части, возможно, по срокам задачи надо корректировать...»
Но здесь базис уже заметно отстает от надстройки: высококвалифицированных рабочих мест в стране еще нет, а потребность в них заметно растет. По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, за три последних года серьезно изменились устремления выпускников средних школ: становится все более популярным обучение в колледже или техникуме. Получать именно среднее профессиональное образование намерены сейчас почти втрое больше школяров, чем в 2010 году, вдвое больше, чем в 2011-м (21, 8 и 11% соответственно). Хотя это вовсе не означает, что юные россияне намерены оставаться с рабочими профессиями всю жизнь. "Получение технического образования, затем институт«,- поясняют опрошенные родители стратегию своих детей.
А это значит, что указ Владимира Путина об ускорении технологической революции в отечественной промышленности оказался как никогда ранее своевременным.
За выполнением майских указов в стране и отдельных ее регионах следят контрольное управление президентской администрации и правоохранительные органы, Росстат, Счетная палата, партии, профсоюзы. Особую роль «главного контролера» пытается взять на себя Общероссийский народный фронт. Ко вчерашнему совещанию у Владимира Путина ОНФ подготовил обширный доклад на эту тему, в котором констатировал: реализация указов серьезно замедляется.
На федеральном уровне составляются рейтинги «выполняемости» майских указов по регионам и по различным направлениям. Готовятся такие рейтинги и нынче: ОНФ уже обнародовал «антирейтинг» регионов, которые хуже всего исполняют поручения президента об общественном контроле в сфере ЖКХ. Его возглавила Северная Осетия, которая демонстрирует положительную динамику лишь в одном из семи пунктов — о переселении из аварийного жилья, второе место разделили Архангельская и Ивановская области, на третьем месте — Хабаровский край и Калининградская область.
В ответ в регионах плодятся собственные «исследовательские центры», чья задача заключается в том, чтобы составлять свои рейтинги по различным направлениям, в том числе по исполняемости майских указов. И если свести эти рейтинги воедино, можно прийти к выводу, что вся страна состоит из лидеров и передовиков: один регион вырвался вперед по совокупной площади подметаемых улиц, другой — по объему утилизируемого мусора, третий — по числу созданных хоровых кружков, четвертый — по километражу оздоровительного бега домохозяек. И так далее.
Но пока каждый сам себе выдумывает пряники, падает стимулирующая роль кнута: в первые два года реализации майских указов за их неисполнение строго наказывали. Два федеральных министра получили по выговору, один министр и три губернатора потеряли должности. Депутаты даже вносили законопроект о дополнении статьи 293 Уголовного Кодекса («Халатность») ответственностью «за неисполнение или ненадлежащее исполнение президентских указов, поручений и распоряжений». В качестве наказания предлагался штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет. Через пару месяцев, правда, законопроект отозвали.
Теперь спрос стал менее жестким — мол, время тяжелое. Правильно ли это?