Особо свирепствовали кабардинцы Аслан Журтов и Ислам Иванов. Братьям Гусейновым, призванным из Дагестана, тоже захотелось жестоких развлечений. Скромную посылку, которую Роман Черепанин получил от родственников, Журтов отобрал. На следующий день в умывальнике, натянув боксерские перчатки, избил Романа, а Александру Середонину наддал по левой почке. Потом ухмыляющийся боксер приказал Середонину "сделать лося". Рядовой приставил ко лбу сложенные ладони, через которые получил ошеломляющий удар.
Пытки джигиты придумывали изощренные. "Музыкальный лось", превозмогая боль от ударов, исполнял песни, а "лось-самоубийца", разбежавшись, таранил головой стену. Середонину Журтов приказывал за пять секунд принести тапочки и потом избивал за медлительность. Вместе с Исламом Ивановым едва не отбили почки Сергею Парфенову. Он пытался сопротивляться, но в одиночку защититься не смог. Объединиться жертвы так и не смогли, хотя однажды пытались договориться. "Старики" же делали вид, что ничего не замечают, а став свидетелями расправы в умывальнике или туалете, старались выскользнуть по стеночке, чтобы не попало самим.
Татарина Руслана Гайсина Журтов и Шихамир Гусейнов поочередно избивали за то, что он по приказу одного открывал форточку, а по приказу другого закрывал. Башкир Финат Мансуров пострадал, не сумев за десять минут найти сигарету Апанни Гусейнову. Измывались над парнем из курганской деревни Иваном Еликовым, новосибирцем Артемом Гнедковым, которому едва не проломили голову гантелей. Однажды попытался сопротивляться уже обессилевший Александр Середонин, но его измочалили до полусмерти. В январе солдатские матери стали получать тревожные письма. Мать Романа Черепанина переполошилась, когда сын сообщил, что однажды после побоев горлом пошла кровь.
Позже у Саши Середонина врачи обнаружили органическое повреждение головного мозга, что привело к легкому расстройству интеллекта. Армейская служба для него закончилась досрочно. По словам матери, он и сейчас часто жалуется на головные боли.
Остальным ребятам повезло, они не стали калеками. Повезло и истязателям, потому что Курский центр судебной экспертизы проводил обследование их жертв только в мае, когда у солдатиков лишь ссадины на теле остались. Иванов и Журтов свою вину на следствии признали частично. Оказывается, они никого не избивали, а лишь "толкнули" несколько раз.
Сейчас, говорят командиры, в армию приходят ребята, которые слабее своих отцов и умом, и духом. Все это так, но богатырского сложения капитан Баранов мрачновато добавляет:
- Пока не появились кавказцы, у нас было тихо.
То же самое потом говорили и другие офицеры. Неохотно и даже как будто виновато. Их можно понять. До сих пор в армии открыто говорили лишь об интернационализме. Национальный расклад здесь за последние десятилетия резко изменился, а значит, не могли не измениться и отношения. Аукается в казармах и чеченская война.
Суд приговорил Журтова к четырем годам лишения свободы, Иванова - к трем с половиной, понесли наказание и братья Гусейновы. Но вмешательство следствия помогло лишь на время утихомирить межнациональную вражду. Три месяца назад часть пополнили двое чеченских юношей.
- У нас многие офицеры прошли через Чечню. Вы думаете, у них железная психика? Им безразлично присутствие в роте чеченцев? А другим новобранцам? Нельзя закрывать на это глаза , - говорит командир части полковник Павловский.
Его мнение разделяют другие офицеры. Говорят, когда здесь одни склоняли голову в память о тех, кто погиб под обломками рухнувшего в Чечне вертолета, другие даже не пытались скрыть злорадства. Можно не замечать этого, твердя про дружбу народов, но скрытая вражда опасна как для русских, так и для кавказцев. В межнациональных схватках никто не может рассчитывать на победу. Один покидает поле боя с поврежденной головой, другой - с поврежденной честью.
Уже сейчас нужно искать выход. Каким он может быть? Этот вопрос я задавал многим офицерам, но ни у кого из них нет готовых рецептов. И немудрено: слишком уж сложна тема. Из-за национальных распрей не раз случались войны, лучшие умы пытались понять, что же позволяет народам уживаться вместе и что порождает вражду. Религия? Язык? Различие культур и темпераментов? Это только в паспорте легко стереть графу о национальности.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей ИВАНОВ, министр обороны Российской Федерации:
- Контингент призывников нынче действительно страшный. Это, как правило, дети десяти процентов самого несчастного и обездоленного населения. Из благополучных семей с двумя родителями и окончивших среднюю школу почти нет. Выход? Переходить на контрактную армию. И в Министерстве обороны, и в Генштабе на этот счет полное понимание. Вопрос, когда и как осуществить этот переход, больше финансовый. В нынешнем году начинаем эксперимент на базе 76-й воздушно-десантной дивизии в Пскове. По нашим подсчетам, перевод каждой дивизии на контрактную основу будет стоить порядка 2-2,5 миллиарда рублей. В первую очередь станем переводить на контрактную основу части постоянной готовности.