8 декабря в Государственном Кремлевском дворце автор «Фламенко» и других гитарных шлягеров вместе со своими партнерами представит публике трехчасовое музыкальное шоу без единого слова «Музыка Солнца». Корреспонденту «Труда» ДиДюЛя рассказал, какой путь прошел от уличных концертов на Арбате до главных музыкальных площадок России.
— Откуда такое название программы?
—
— Расскажите про визуальные эффекты.
— Сцена будет богато оформлена плазменными панелями, светодиодными сетками — вся, включая даже поверхность пола. Контент продуман до деталей, продиктованных музыкой. На нас лежит двойная ответственность — ведь мы снимаем все наши шоу, и их увидит не только публика в зале, но зрители видеоверсии. За качество съемочной команды я так же отвечаю, как за сам концерт — это люди, которыми мы много лет сотрудничаем. Что касается конкретных видеоэффектов — например, будет композиция, созвучная с ощущением неба. И все пространство — задник и пол — как бы превратится в воздушный океан, в котором будут парить музыканты.
— В вашем графике выступления и в громадном Кремлевском дворце, и, допустим, в концертном зале города Коврова, где технологические возможности скромнее.
— Естественно, технические задачи немного корректируются, но непременным остается главное: праздник музыки, ее качество, драйв. Мы работаем только с серьезными прокатными компаниями, которые знают нас уже 8 лет. И ничто не мешает нам выступить в небольшом уютном зале, ну хотя бы на 700 мест, и устроить столь же впечатляющее шоу, как на гигантской площадке.
— Как появляется музыка, спрашивать бесполезно, но откуда берутся эти названия: «Кольца времени», «Прощай, поверхность», «Тайна равновесия»?
— Для меня дать название пьесе — достаточно сложная задача. Будь моя воля, я бы их называл просто номерами: композиция номер 1, 2, 3… Потому что музыка всегда шире слов. Но уж если подбирать слова, то очень многозначные, улавливающие настроение. Иногда настолько красивые названия получаются, как в альбоме «Легенда», или альбоме «Аромат», или «Пещерный город Инкерман», что если выстроить их одно за другим и добавить по паре связующих слов, то получатся стихи. Посмотрите
— Все же как бы вы расшифровали, например, название «Один день в сентябре»?
— Это первый день осени, первый день школы, первый день встречи с друзьями после лета. Легкая грусть. Собирательный образ, который у меня воплотился в уникальном тембре, сочетающем в себе краски дудука и саксофона. Глубокий, низкий, яркий, вкрадчивый, мистический звук. Зрители 8 декабря смогут им насладиться. Это редчайший инструмент, существующий в единственном экземпляре: деревянный саксофон с тембром древнего дудука.
— Откуда он у вас?
— История инструмента довольно давняя. Мы были на гастролях в Латвии, готовились к концерту в зале «Дзинтари», и к нам пришел один коллекционер, сказал — хочет показать инструмент, который он купил у другого коллекционера в США. Дал нашему духовику, тот поиграл и говорит: инструмент удивительный! Мы попросили его продать, но коллекционер отказался: это же бриллиант его коллекции… Ну мы дали ему билет на концерт, раз уж он пришел. Он нас послушал, после концерта подходит и говорит: я вам его дарю… Теперь этот инструмент — в моей огромной коллекции, где есть и дудуки, и саксофоны, и прочие духовые — най, деревянные флейты, рожки, окарины, а еще всякая перкуссия — кахоны, шейкеры, тимбалисы, рототомы, крэши, конечно же — масса разновидностей гитары: электрическая, акустическая, фламенко, бас, кроме того -греческая бузука… Все это не ради собирательства — вы это услышите и увидите на моем большом концерте.
— Но вас
— Да, радио- и телеканалы не рвутся нас показывать, хотя за 12 лет создано 10 альбомов, около 130 композиций. Но это только добавляет интереса публики. Я даже отчасти рад такому дистанцированному отношению с
— Вы ведь самоучка?
— Верно, даже в музыкальной школе не учился. Зато была очень интересная атмосфера в моем родном городе. Это Гродно, на западе Белоруссии, очень красивый город с
— И
— Душа просила выступлений, накапливались красочные мелодии, аккорды, но сцены еще не было, и в этой ситуации уличная работа спасала. Кстати, с удовольствием играл под открытым небом и в Берлине, Варшаве, Мадриде, Бургасе, Барселоне… И всюду видел, что музыка цепляет своим нервом, энергией. Понял, что и дальше должен искать, оттачивать композиторские находки. Это привело к чудесному случаю. Я играл на Арбате, и мимо проходил Сергей Кулишенко — директор крупнейшего
— Расскажите, как вы снимались с Брайаном Адамсом в фильме «Дом дураков» Андрея Кончаловского.
— В 2001 году, побывав на одном концерте, где было мое небольшое выступление, Андрей Сергеевич позвонил: снимаю интересный фильм, нужно гитарное сопровождение — чтобы ты в кадре сыграл сам себя… Так я попал на одну съемочную площадку с Брайаном Адамсом, Юлией Высоцкой. Фильм потом получил
— Говорят, вы для достижения определенных звуковых эффектов используете даже старинные ламповые приборы. И ваша музыка обладает лечебной силой?
— Да в студийной работе много таинства и секретов которые на меня опустились много лет назад. Музыка стала обладать мощным магнетизмом. И на концертах происходит чудо. У нас с каждым месяцем все больше и больше слушателей. Это за гранью слов. Концерты мистически и они лечат. Я вижу на концертах много людей на инвалидных колясках. Я чувствую безумную ответственность. Для меня ценна прежде всего сама музыкальная энергия, а уж как ее запишу — совершенно не важно. Много примеров, когда наряду со сложнейшими студийными работами я выпускал треки, записанные просто на диктофон. И меня не смущал шум дождя за окном, детский крик из соседней квартиры или мое сеодцебиение… Эти записи выходили, трогали сердца и слух, давали силы и надежду -вот главная для меня награда. Значит не зря я посвящаю музыке всю свою жизнь.
— Живете в Москве или, по теперешней
— В Москве, у меня две квартиры. Одна — исключительно зона релакса, вторая — тоже жилье, но там есть возможность творить, играть с друзьями
— Кто ваши близкие?
— Личная жизнь — территория не для чужих любопытных взглядов.
— Почему так необычно пишется ваш псевдоним?
— На самом деле Дидюля — древняя белорусская необычная фамилия, которую мне выпало носить, она же и стала моим псевдонимом, названием группы и в конце концов музыкальным брендом. Ну, а написание я придумал еще в 1999 году — это, на мой взгляд, красиво, графично, дает интересную визуализацию. А еще ДиДюЛя похоже на названия семи нот, которые знают все, но к ним добавлены те, которые никому не были известны. На моем сайте didula.ru один из замечательных, умных форумчан написал: «Моей души восьмая нота».