К 29 годам Олег Кольвах добился успеха в многих профессиях, далеких друг от друга. В течение семи лет работал техником и инженером связи в Газпроме, потом ринг-анонсером на главных боксерских шоу в России, брокером элитной недвижимости и воздушным гимнастом на концертах самых знаменитых певцов. А на весь мир он прославился, выполняя акробатические трюки на пилоне, свисающим с воздушного шара на высоте 1500 метров... Без страховки!
— В 11 до 22-летнего возраста я занимался рукопашным боем, выступал на соревнованиях. Потом сразу перешел на акробатику на пилоне. — рассказал Кольвах «Труду». — Опыта гимнастики и акробатики я не имел, не считая консультаций, что оказывали специалисты уже по ходу моих занятий на пилоне.
Женщин в нашем виде спорта больше, чем мужчин. Есть стереотип, что крутиться на пилоне — женское дело. Но так говорят, пока не увидят — как это делают лучшие среди мужчин. У нас больше элементов на силу и акробатику, а женщины чаще демонстрируют гибкость. В наш вид спорта приходят многие из гимнастики, акробатики и танцев. Если им 11-12 лет, то уже имеют пятилетнюю базу занятий. И во многих компонентах превосходят тех, кто занимался только пилоном. Но часто бывшим гимнастам сложно переключиться со своих навыков на те специфические, которые нужны в пилоне. И когда у них прогресс приостанавливается, некоторые не хотят учиться новому. В результате теряют интерес и уходят. В нашем виде спорта все индивидуально. Можно достичь успехов и без гимнастического опыта.
В течение пяти лет занятий Олег участвовал в этом виде спорта на всероссийских и международных соревнованиях. Выиграв несколько турниров в Краснодаре и Москве, решил перейти из спорта в шоу. Одна из причин: в акробатике на пилоне творится неразбериха — лишь в России работает 6 разных спортивных федераций. Спортсмены переходят из одной в другую и надеются на их объединение. Либо на включение пилона в качестве дисциплины в гимнастику или акробатику. Пока соревнования на пилоне не могут обеспечить спортсменам заработка. Наоборот, им приходится тратиться на разъезды и стартовые взносы. От 20 до 150 тысяч рублей на одну поездку. Но уже дело страгивается с места. Вот недавно в Москве провели соревнования, где победительница получила 100 тысяч рублей призовых. Организаторам, в числе которых был и Кольвах, удалось привлечь спонсоров. В России гимнастика — массовый вид спорта и с большими традициями, и много перспективных гимнастов переходят на пилон. Если ему повысят международный статус, россияне займут ведущие мировые позиции. Ведь поначалу и Кольвах работал инженером связи в Газпроме, а выступал на пилоне лишь в свои выходные.
— В 2018 году организаторы шоу «Дива» Ани Лорак провели конкурс парней, работающих на шесте, посмотрели все видео и отобрали меня, — продолжает свой рассказ «Труду» Олег. — Я с того момента уже занялся акробатикой на пилоне профессионально. Во время этого конкурсного отбора я получил травму, а через три недели после сложной операции я участвовал в репетициях и выступлениях. Нога у меня не сгибалась даже во время ходьбы, но я это от всех тщательно скрывал.
Однажды мама увидела моё выступление в этом шоу и на эмоциях сказала: «Ты был на высоте». А я воспринял её слова буквально. Хотя на самом деле мысль совершить индивидуальный творческий проект на воздушном шаре в моей голове оформилась постепенно, по ходу выступлений на шоу Ани Лорак. Так как это был первый подобный проект в мире, люди из ставропольской компании «Friends Video» сняли мои воздушные трюки бесплатно. Они делают рекламные ролики для разных компаний. Воздушным шаром управляли специалисты по аэронавтике «Шар-26». Полет длился 54 минуты. Когда останавливали съемку, я пристегивался страховкой и отдыхал. Когда квадрокоптер начинал снимать, я отстегивался и делал трюки. Хотя, даже будучи пристегнутым, я продолжал держаться руками и ногами за пилон — уверенности в страховке не было. До того момента на разных шоу максимальная рабочая высота у меня была 5 метров. И в процессе полета на шаре я преодолел психологические барьеры дважды. Первый в начале подъема, когда я видел стремительно удаляющееся место возможного моего падения. Особенно «давил» вид битого стекла и торчащей из земли арматуры. К тому же, пилон сильно качался. И тут меня одолел страх. Страх страхом, но надо было работать. Я выполнял перед камерами свою программу на высотах 300, 500, 700, 1200 и 1500 метров.
Второй сложный момент возник на 1200 метрах. Я висел вниз головой, и из-за усталости и разреженного воздуха я расслабился и заскользил по шесту вниз. Ноги держали плохо. Я запаниковал, но уцепился в шест за счет стопы и упора в бедро. А страховка находилась наверху. Чтобы пристегнуться, я должен был подняться на самый верх шеста и просить пилота скинуть мне лонжу.
Как я боролся со страхом? Я себе внушал, что страх — это субъект, существующий лишь в моем сознании. Старался на высоте 1500 метров делать то же самое, что до того много раз — на тренировках. Проводил работу психолога, но над самим собой: «Если эта работа не удастся, то быть беде». Теоретически психологией я не занимался, но практически осваивал ее на себе. Из книг в этом плане читаю только Библию. Верующему человеку в экстремальных ситуациях проще. Мне указывали, что самоубийство — величайший грех для христианина. Но готовясь к трюку на воздушном шаре, я думал не об опасности, а о стремлении испытать себя и показать красивое зрелище. Но есть люди, у которых сдвинуты границы чувства самосохранения в ту или другую сторону. Причем, фобии у людей могут быть разные: кто-то больше боится высоты, кто-то змей, кто-то даже плохой погоды. Но путем многочисленных тренировок уровень страха можно понизить.
Этот ролик купил канал «Раша Тудей» и публиковал его осенью 2019-го в разных странах. Выставлять его в Ютубе Олег не собирался. Его целью было — получить максимальную аудиторию не по количеству, а по направленности. И своей цели добился: Олега позвали на телевизионный проект «Удивительные люди», где он выиграл полуфинал и дошел до финала. Потом пригласил Филипп Киркоров для участия в своих шоу.
— Осенью 2019-го я работал на подъемном кране. — продолжает рассказ Олег. — Одной из причин, побудивших меня к этому, стали многочисленные скептики, утверждавшие, что на самом деле я не выполнял трюки на высоте 1500 метров, а это лишь компьютерные «фокусы». Так что, когда меня пригласили участвовать в праздновании 100-летней годовщины Московского цирка, я с радостью согласился. Это происходило в рамках юбилейного праздника: в сквере на Чистых прудах выступали артисты разных жанров. На протяжении 10 минут без остановки и страховки я выполнял разные трюки на высоте 25 метров. Принципиальной разницы нет — упасть с 1500 или 25 метров, если без сеток внизу. В числе зрителей присутствовал представитель Книг Рекордов России и Гиннесса. Мне еще не повезло и с погодой — дождь и ветер.
В итоге у меня было два проекта на большой высоте — 1500 и 25 метров. Пока на данный момент заниматься третьим вижу смысл лишь в двух случаях: либо хорошее финансовое вознаграждение, либо полет на принципиально новой высоте — в стратосфере. Мне звонили из Мексики организаторы фестиваля воздушных шаров. Я сначала согласился сделать трюки на первом взлетающем шаре. Но когда мне сказали, что надо выполнять шоу «за идею», я отказался. У меня за спиной уже два воздушных трюка, и если нет ничего принципиально нового и необычного, то «идеи» не вижу. Я сделал исключение лишь в одном случае: работая ринг-анонсером, я спустился с крыши дворца спорта на ринг. А в шоу «Удивительные люди» я делал упражнения на высоте 10 метров. В полуфинале с потолка свисало много канатов. Мне дали возможность посмотреть на них, завязали глаза, и я на высоте перелезал с одного на другой. А в финале мне показали набор трюков, я их запомнил в течение минуты, и потом с закрытыми глазами их выполнил.
Если говорить персонально о Лорак и Киркорове, то от личного общения с обоими остались только позитивные впечатления. Но стиль работы у них разный. У Ани Лорак режиссером всего шоу был Олег Боднарчук. Первичную постановку визуального шоу Киркорова делал Франко Драгоне из Цирка Дю Солей — он также ставил шоу для концертов певиц Pink и Леди Гаги. Но Филипп вникает в детали, режиссирует и контролирует, в том числе и мою программу от начала до конца. Последнее моё выступление было в марте на шоу Киркорова. После этого отменили все гастроли, в том числе по Германии и Швеции. Пока я — брокер элитной недвижимости, я пришел в эту профессию несколько лет назад, но ушел, когда подписал контракт на выступления у Киркорова. Временно я вернулся к брокерству, но продолжаю тренироваться. К счастью, эта профессия не привязывает меня наглухо к каким-то обязательствам. Едва концертная деятельность возобновится, опять уйду на пилон.
После моего шоу на воздушном шаре глава цирка Дю Солей написал мне, что я — Крези Рашн. Но работа на их шоу мне не подошла бы, а я — к ней. Те трюки на пилонах, что делают артисты у них, я выполнял еще в первый год занятий. Но и им нужны акробаты-универсалы, а у меня узкая специализация на пилоне.