После великолепного выступления российских фигуристов в олимпийском Сочи болельщики справедливо полагают, что наша сборная вновь вышла на ведущие позиции в мире. Однако не все так просто: наше фигурное катание, похоже, ждет болезненная смена поколений. Перспективы наступившего ледового сезона корреспондент «Труда» обсудил с олимпийским чемпионом Романом КОСТОМАРОВЫМ.
— Роман, давайте начнем с родной для вас дисциплины — танцев на льду.
— У нас, считаю, была единственная пара, способная конкурировать с сильнейшими канадскими и американскими соперниками, — это Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Но этот дуэт после Сочи распался. Не знаю, кто из них с кем сейчас катается, но потеря этой пары на данный момент мне представляется огромной ошибкой. При всем моем уважении к Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву, у них пока очень большое отставание от матерых канадцев и американцев. Пары Мерил Дэвис — Чарли Уайт и Теса Вирчью — Скотт Мойр подняли уровень танцев на льду до небывалой ранее высоты. Никто за ними не поспевает. Может быть, способный с ними конкурировать дуэт в России еще появится. Тем более что названные мной лидеры на нынешний сезон взяли перерыв. За победу на ближайшем чемпионате мира развернется борьба между новыми фаворитами, так что почему бы и россиянам не включиться в эту борьбу? В любом случае надо упорно работать, повышать свой технический и творческий уровни, чтобы страна вернулась на свои привычные — самые высокие — позиции, независимо от того, продолжат ли свою карьеру нынешние лидеры. Впрочем, есть еще очень сильная вторая канадская пара, очень хорошие итальянцы, так что конкуренция у танцоров в наступившем сезоне ожидается приличная.
— А как у нас обстоят дела в мужском одиночном катании? Вы верите, что Максим Ковтун, повзрослев и набравшись опыта, сможет занять такие же позиции, на каких много лет находился Евгений Плющенко?
— Я уже много лет слежу и за Ковтуном, и за Артуром Гатчинским. Не сомневаюсь в их большом таланте и мастерстве их наставников. Но почему-то им не хватает стабильности, уверенности... От обоих парней я ждал взлета еще год-два назад. Но за это время появилось несколько ярких одиночников в других странах — в первую очередь выделю японских, — а Максим и Артур по-прежнему остаются в разряде перспективных.
— Зато у женщин противоположная картина. Сразу пять звездочек: Сотникова, Липницкая, Родионова, Погорилая, Токтамышева. Нет ли опасения, что кто-то из них, не попав в сборную, захочет выступать за другую страну?
— Давайте не будем торопиться. Для начала пусть эти девочки выступят на чемпионате России и встретятся там в очной борьбе, а там посмотрим... Но женское одиночное фигурное катание в самом деле переживает в России небывалый расцвет. Успех в Сочи это подтвердил. Все названные вами фигуристки очень молоды и потому способны еще прибавить. При том, что Аделина Сотникова и Юля Липницкая — уже олимпийские чемпионки. А Аня Погорилая недавно показала прекрасное катание на этапе Гран-при в Канаде, победив всех соперниц, в том числе Эшли Вагнер и японку Сатоко Мияхара. Более того, помимо названных вами пятерых россиянок у нас есть еще очень перспективные одиночницы.
— Спортивные пары у нас всегда были стабильной дисциплиной. Сейчас при отсутствии Волосожар и Транькова у вас не возникло беспокойства?
— Я очень рад успешному выступлению Юко Кавагути и Саши Смирнова в Канаде, где они победили на первом этапе Гран-при. Они замечательные ребята, и я уверен, что в союзе с Тамарой Москвиной способны еще многого добиться. И даже их возраст не считаю помехой тому, чтобы рассчитывать на награды на следующей Олимпиаде, а уж тем более — чтобы побеждать и дальше в нынешнем сезоне. Главное, чтобы все нормально было со здоровьем. Они далеко не исчерпали свой богатый потенциал. Кроме того, на подходе еще несколько талантливых молодых пар. Все-таки наша школа всегда славилась во всем мире. Да и действующие олимпийские чемпионы Волосожар — Траньков наверняка не все еще сказали.